Кредиты на отпуск — вымирающий вид. Целевые продукты такого рода остались в линейках считаных банков и востребованы лишь у кредитных «наркоманов». Эксперты советуют обратить внимание на другие способы занять денег на путешествие, более экономные и доступные.
По словам руководителя сектора аналитики кредитных продуктов Елены Судариковой, целевые кредиты на отпуск выдают сейчас не более десяти банков. Причем даже у этих игроков доля подобных займов невелика: так, по словам начальника департамента потребительского кредитования Кредит Европа банка Евгения Емельянова, доля кредитов на отдых составляет порядка 10% от общего объема выдачи POS-кредитов.
Кредит на отдых действительно является разновидностью POS-, или товарного кредита. Такие кредиты распространяются не в банковских офисах, а в точках продаж — в данном случае, в турагентствах и на отраслевых сайтах-агрегатах. По оценкам Судариковой, средняя ставка по такому кредиту высока и составляет 35% годовых, а потому не может быть привлекательна для внимательного и грамотного заемщика. Для сравнения — нецелевой потребительский кредит «стоит» сейчас около 17–22% годовых.
По словам управляющего Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах банка Елены Веревочкиной, траты на отпуск в объеме кредитных денег составляют не более 15% — это далеко не самая популярная статья расходов у держателей кредитных карт и потребительских кредитов. Вице-президент банка «Открытие» Ольга Овчинникова обращает внимание, что интерес к кредитам на отпуск снизился из-за сокращения объема продаж турпакетов и спроса на путешествия в целом, а также в связи с произошедшими в последние годы курсовыми изменениями, которые негативно повлияли на покупательную способность населения.
Вице-президент СМП банка Роман Цивинюк обращает внимание и на другой аспект: сами банки пересмотрели подходы во взаимодействии с туристическими компаниями: «В туристическом секторе существенно повысились риски, с рынка ушли даже очень крупные операторы. При этом многим путешественникам пришлось пережить ряд сложностей из-за сорвавшихся рейсов, неоплаченных туроператором отелях. Хотя банк не участвует в планировании и взаимодействии туроператора с отелями, авиаперевозчиками, но все равно несет в существенные репутационные риски».
Казалось бы, раз банкам особо нечего предложить заемщикам, последним прямая дорога в микрофинансовые организации (МФО). Но и сюда, как выяснилось, путешественники не ломятся. По словам гендиректора cервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, в 2015 году на путешествия брали займы не более 4% от общего количества займов. Гендиректор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов сообщил, что в среднем для МФО на отпуск берутся суммы порядка 10–12 тыс. рублей, а возвращение долга, как правило, осуществляется через месяц. Замгендиректора по развитию бизнеса МФО «МигКредит» Динара Юнусова говорит, что доля клиентов, оформляющих займы на турпоездки, составляет не больше 10–15% обращений, хотя интерес потребителей растет.
По мнению Елены Судариковой, россияне привыкли откладывать на отдых, а не занимать в долг, хотя, считает эксперт, определенная целевая аудитория у подобных продуктов есть: «Это люди, готовые приобрести в кредит практически все, начиная с дорогого телефона, который им не по карману, заканчивая шубой и турпутевкой».
В некоторых случаях практический смысл имеет покупка в долг на короткий срок отдельных элементов путешествия, например авиабилетов. Например, на одном из специализированных порталов есть возможность купить в кредит авиабилеты. Если выплатить кредит до вылета, переплата составит 10%, а после — 15%. Льготный период с нулевой ставкой кредита составляет семь дней. С учетом того, что тарифы ближе к дате вылета дорожают примерно на 20%, такой вариант может быть выгоден.
Но в целом эксперты не рекомендуют покупать отдых в долг: на выходе стоимость поездки за счет выплаты процентов может удвоиться. Компромиссное решение — кредитная карта с грейс-периодом, позволяющая в установленный банком срок возвращать потраченные средства без уплаты процентов.
Роман Цивинюк обращает внимание, что сейчас для туристических целей банки предлагают не просто кредитные продукты, а партнерские спецпрограммы, позволяющие сэкономить. Так, сначала клиент использует карту, расплачиваясь ею за товары и услуги, за это ему начисляются бонусные мили. Затем держатель может их обменять на билеты или оплатить проживание в отеле. Но очевидно, что быстро таким способом собрать средства на путешествие не получится, так что этот вариант, скорее, можно рассматривать как приятное дополнение к основной сумме.
Иллюстрация к статье: