В чем выгода территориального расположения Смоленской области?
Начиная с советских времен в речах каждого руководителя Смоленской области, будь то председатель облисполкома, назначенный или выбранный губернатор, на разные лады повторяется одна и та же фраза о «выгодном географическом положении Смоленской области».
Это якобы выгодное по сравнению с другими регионами положение Смоленщины считается почти что аксиомой, на которой базируются как ожидания экономического чуда в развитии Смоленщины, так и конкретные шаги областной власти в направлении этого чуда.
Между тем, в чем именно состоит выгодность географического положения области, никто из первых (и далее по счету) лиц пока объяснить не может. В лучшем случае, смоляне слышат о «пути из варяг в греки», о трассе Москва – Минск, о близости к Москве, о Смоленской атомной электростанции. Однако каждое из этих утверждений является осознанной или неосознанной ложью.
Знаменитый «путь из варяг в греки» уже несколько столетий не используется по назначению – ни варягами, ни греками, нашедшими менее причудливые пути для сообщений между собой.
Трасса Москва – Минск, также преподносимая как одно из конкурентных преимуществ Смоленщины, в действительности таковым, в общем-то, не является. Возможно, столетия назад расположение у «большой дороги» и могло обогатить какое-либо княжество. Но сегодняшние смоленские реалии таковы, что кроме предоставления земель частным предприятиям под проекты разной степени сомнительности область предложить ничего не может. К тому же как автомобильные, так и железные дороги не имеют широтного хода на территории области и обеспечивают только транспортный коридор Восток – Запад. Отсутствует железнодорожное и автомобильное сообщение с северными и южными регионами страны, которое действительно могло бы превратить Смоленск в крупный транспортный узел.
Близость Смоленщины к Москве оказывается на поверку весьма относительной. Расстояние от Смоленска до Москвы составляет 390 километров, что значительно больше, чем от столиц прочих соседних с московским регионов: Калуги (168 км), Тулы (181 км), Рязани (187 км), Владимира (179 км) и Твери (176 км). Из-за этого проникновение московских инвесторов на Смоленщину ограничивается только районами области, лежащими на соизмеримых расстояниях (преимущественно – Гагаринским и Вяземским).
Еще одним поводом для гордости и надежд областных властей всех времен является наличие на территории области Смоленской атомной электростанции, благодаря которой Смоленщина позиционируется как энергоизбыточный регион (с четырехкратным превышением производства электроэнергии над его потреблением). Однако, как правило, при этом забывают указать, что Смоленская АЭС имеет минимальные связи со смоленской энергосистемой и является смоленской только по названию. Атомная станция больше технологически связана с калужской и московской энергосистемами, которые и потребляют большую часть вырабатываемой ею электроэнергии. Если принять это во внимание, то область из энергоизбыточной становится энергодефицитной. При этом электроэнергии не хватает как раз в тех районах, которые наиболее привлекательны для инвесторов.
В результате «выгодное географическое положение» Смоленщины превращается в очередной штамп, и чем раньше это поймут в областной администрации, тем будет лучше и самой администрации, и смолянам. Впрочем, в Москве это уже поняли: не зря ведь Владимир Жириновский назвал Смоленскую область «самой убитой и самой бедной». Осталось дождаться, чтобы и губернатор, и его подчиненные осознали, что это действительно так – несмотря на давние разговоры о конкурентных преимуществах и географических выгодах.
< Предыдущая | Следующая > |
---|