Срок действия зерновой сделки, заключенной под эгидой ООН, истекает уже в ближайший понедельник, 17 июля. Москва пригрозила выходом из нее, поскольку не был выполнен ряд требований по устранению препятствий для поставок российского зерна и удобрений за рубеж. В их числе — повторное подключение Россельхозбанка к международной платежной сети (системе обмена финансовыми сообщениями) SWIFT. Как сообщил пресс-секретарь генсека ООН Стефан Дюжаррик, Гутерриш направил Путину письмо, в котором обрисовал меры, призванные «обеспечить непрерывный поток украинского зерна через Черное море», а также помочь российским поставкам продовольствия и удобрений добраться до адресатов.
Ранее представители ООН обратились к американскому банку JPMorgan Chase & Co с просьбой начать обработку некоторых платежей за экспорт российского зерна при заверениях правительства США. Москва, со своей стороны, предложила Евросоюзу создать подразделение Россельхозбанка (находится под санкциями с июня 2022 года) и подключить его к SWIFT для проведения транзакций. По словам западных источников, сейчас ЕС рассматривает эту инициативу на предмет соответствия санкциям и выполнимости.
«Гутерриш не в первый раз пытается вдохнуть жизнь в полумертвую сделку, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, — Но смысла в этом нет: вторая часть соглашения, связанная с поставками российского зерна и удобрений беднейшим странам, так и не заработала. Что касается «Россельхозбанка», там проблема заключается в юридической трактовке. Когда в Стамбуле представители России и ООН подписывали второй пакет (так называемый Меморандум о взаимопонимании), в нем речь шла о самом «Россельхозбанке», а не о его «дочке». А теперь предложение создать филиал подается в европейской прессе как инициатива Москвы. Непонятно также, как это будет реализовано с юридической точки зрения, и что мешает Евросоюзу вывести сам «Россельхозбанк» из-под санкций, если все (включая Брюссель) заинтересованы в продлении зерновой сделки? В общем, мутная история».
И пока все вопросы не прояснились, особых перспектив у сделки нет, едва ли ее продлят, считает Масленников. Единственный вариант – это добрая воля российского руководства, поскольку с точки зрения выполнения условий Москвы никаких сдвигов нет. Аммиакопровод «Тольятти-Одесса» так и не возобновил свою работу, проблема страхования грузов не решена, транспортная логистика не разблокирована, активы ряда российских компаний не разморожены. На данный момент сделка сводится лишь к тому, что Россия гарантирует коридоры безопасности для прохода судов с украинским зерном. И все. Дальнейшая судьба проекта будет зависеть исключительно от политических приоритетов и возможных встречных шагов, в первую очередь, со стороны Турции.
«Инициатива ООН выглядит как информационный и экономический шантаж., — считает директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. — Они нам подключение к SWIFT, без которого, кстати, банковская отрасль России вполне успешно обходится, а мы им — продление сделки. В таком формате общения вряд ли возможно будет договориться. Россия если и останется в сделке, то исключительно на своих условиях».
Иллюстрация к статье: