Через несколько часов после того, как его сын Дональд Трамп-младший приземлился во вторник в столице Гренландии Нууке на самолете марки Trump, избранный президент США Дональд Трамп провел пресс-конференцию в Мар-а-Лаго, штат Флорида, где он отказался исключать использование военной силы для присоединения Гренландии к Соединенным Штатам и пригрозил ввести “очень высокие” тарифы в отношении Дании, автономной территорией которой является Гренландия, если Копенгаген встанет у него на пути.
Почему Дональд Трамп так зациклился на Гренландии? – на этот вопрос пытается найти ответ The Guardian.
Трамп заявил, что США нуждаются в контроле над Гренландией – и Панамским каналом – для “экономической безопасности”, и назвал владение и контроль над этой территорией “абсолютной необходимостью”. Гренландия уже давно попала в поле зрения Трампа как цель для покупки, и в 2019 году он подтвердил сообщения о том, что призывал своих помощников выяснить, как США могут купить огромный арктический остров, описав продажу как “по сути, крупную сделку с недвижимостью”.
Помимо нефти и газа Гренландия поставляет множество востребованных сырьевых материалов для «зеленых» технологий, что привлекает интерес со всего мира, в том числе со стороны Китая, который доминирует в мировом производстве редкоземельных элементов и угрожает ограничить экспорт важнейших полезных ископаемых. Приобретя Гренландию, США могли бы не допустить Китай к участию в освоении этих ресурсов, отмечает The Guardian.
Стратегически расположенная между США и Россией, Гренландия приобретает все большее оборонное значение и превращается в поле геополитической битвы по мере обострения климатических кризисов.
Быстрое таяние огромных ледяных щитов и ледников острова может привести к бурению нефтяных скважин (хотя Гренландия в 2021 году прекратила выдавать лицензии на разведку) и добыче важнейших полезных ископаемых, включая медь, литий, кобальт и никель.
Таяние арктических льдов также открывает новые морские пути, обеспечивая альтернативу Суэцкому каналу, проходящему через Арктику, что сокращает путь из Западной Европы в Восточную Азию почти вдвое. В ноябре Китай и Россия договорились о сотрудничестве в разработке новых арктических морских маршрутов.
Гренландия уже является важной военной базой для США и их системы раннего предупреждения о баллистических ракетах. У США есть военная база в Питуффике (ранее Туле) со времен холодной войны, напоминает The Guardian.
Считается, что инуиты жили в Гренландии еще за 2500 лет до нашей эры, а в первом тысячелетии нашей эры ее достигли норвежские мореплаватели, которые основали поселения, просуществовавшие несколько столетий. Современная колонизация началась после прибытия Ханса Эгеде в 1721 году, который действовал при поддержке тогдашних Дании и Норвегии. Во время второй мировой войны, когда Дания была оккупирована Германией, Гренландия была оккупирована войсками США и возвращена датчанам в 1945 году.
В 1953 году Гренландия вошла в состав королевства Дания, а в 1979 году на острове было введено самоуправление. Но Дания по-прежнему контролирует внешнюю политику Гренландии и политику в области безопасности. У Гренландии есть свой собственный парламент, Инацисартут, и два члена в датском парламентеа, Фолькетинг. Но призывов к независимости острова становится все больше, пишет The Guardian.
Bild: слова Трампа о Гренландии напугали европейских лидеров
В последние месяцы напряженность в отношениях между Гренландией и Данией значительно возросла. В Гренландии наблюдается сильное возмущение в связи с расследованиями скандала с применением принудительной контрацепции в 1960-х и 1970-х годах, что побудило премьер-министра Гренландии обвинить Данию в геноциде. В Копенгагене и Нууке также продолжаются протесты против разлучения гренландских детей с их родителями.
На прошлой неделе премьер-министр Гренландии Муте Эгеде активизировал свои аргументы в пользу независимости от Дании, заявив в своей новогодней речи, что он хотел бы, чтобы Гренландия освободилась от “оков колониализма” и сама определила свое будущее. Однако гренландский самостийник не упомянул США.
Визит Трампа-младшего на остров состоится всего за несколько месяцев до следующих парламентских выборов в Гренландии в апреле, после которых, по словам Эгеде, должны быть предприняты “серьезные шаги” для “создания основы для Гренландии как независимого государства”. Согласно соглашению с Данией от 2009 года, Гренландия должна провести успешный референдум, прежде чем объявить о независимости.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила, что автономная территория “не продается”, в интервью телеканалу TV2: “С точки зрения датского правительства, Гренландия принадлежит гренландцам”.
Островной премьер Эгеде также заявил, что Гренландия не продается. В ответ на визит Трампа–младшего он сказал: “Позвольте мне повторить — Гренландия принадлежит гренландцам. Наше будущее и борьба за независимость — это наше дело. Датчане, американцы и все остальные могут иметь свое мнение, но мы не должны поддаваться истерии и указывать пальцем на других. Потому что наше будущее принадлежит нам и должно определяться нами самими”. Он охарактеризовал отказ Трампа исключить военное или экономическое принуждение как “серьезные заявления”, добавив: “Но мы будем исходить из этого”.
Однако его отмена запланированной на среду встречи с датским королем Фредериком (которая позже была перенесена) была воспринята некоторыми как неловкое оскорбление.
Тем временем король Фредерик представил новый датский королевский герб, на котором более отчетливо изображены автономные территории Гренландия и Фарерские острова, что было воспринято некоторыми как упрек Трампу.
Иллюстрация к статье: