Ольга, АСИ ежегодно формирует Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности. В этом году в первую двадцатку вошел ряд дальневосточных регионов — Сахалин, Магадан, Хабаровский край, Якутия и Приморье. О чем это говорит?Ольга Курилова: Управленческие команды Дальнего Востока работают в тесном сотрудничестве с бизнесом с 2017 года, когда президент России дал регионам поручение войти в топ-30 рейтинга к 2020 году. Тогда в рейтинг вошли Якутия, Амурская область, Камчатка и Сахалин. Близко к этим позициям были Приморье и Бурятия. С тех пор команды губернаторов совместно с полпредством, министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, АСИ проделали большую работу, которая вышла на системный уровень.
Лидером на Дальнем Востоке является Сахалинская область — регион уже три года подряд в топ-10 рейтинга инвестпривлекательности в стране. Каждый месяц под руководством губернатора проходят инвестиционные советы с участием бизнеса, то есть власть постоянно получает обратную связь от предпринимателей. Плюс Сахалин запустил онлайн-платформу для бизнеса с участием уполномоченного по правам предпринимателей, куда тоже можно обратиться по любому вопросу. Власть открыта, готова к диалогу — это всегда дает результат. И если в 2021 году Сахалин был в рейтинге восьмым, то в 2022 — уже пятым, а в 2023 году занял четвертую позицию и делит ее с Башкирией и Тульской областью. Находиться в топ-10 страны — это ежедневная работа региональной команды. У Сахалинской области сейчас учатся другие регионы.
О чем говорит рост в рейтинге?
Ольга Курилова: О том, что вся страна разворачивается на Восток, а Восток поворачивается к бизнесу. Внимания все больше, и у регионов высокая конкуренция за инвестора. Поэтому им нужно постоянно совершенствоваться, предлагать условия, которые будут максимально комфортны бизнесу, чтобы он не просто зашел в регион, но и остался в нем, развивался.
Если в 2017 году получить землю, подключаться к инженерным сетям можно было и год, а разрешительные процедуры на строительство занимали более 200 дней, то сейчас сроки сокращены в разы. До 60 дней в среднем занимает получение разрешения на строительство, получить земельный участок — до 40 дней, и это уже практика. А в режиме территорий опережающего развития (ТОР) вообще все выдается быстро и прозрачно. Но наша задача, чтобы не только в ТОРах все так работало, а чтобы все команды губернаторов создавали необходимые условия для развития бизнеса в каждом муниципалитете.
У нас выстраивается хороший диалог с регионами, предприниматели приезжают обмениваться опытом. Рейтинг дал бизнесу возможность высказаться, а губернаторам — прислушаться к нему, а значит вовремя реагировать на новые вызовы.
Сахалин занимает высокое место в рейтинге, но по привлеченным инвестициям уступает, например, Приморью. Есть у него шансы обогнать Приморье?
Ольга Курилова: Объем инвестиций показывает не только эффективность их привлечения, но и общий размер экономики. Население Сахалинской области более 460 тыс., объем привлеченных инвестиций — около 270 млрд. Приморье при населении 1,82 млн человек привлекло 382 млрд рублей. Поэтому нет смысла говорить об обгоне.
А каких проектов сегодня недостаточно на Дальнем Востоке?
Ольга Курилова: Во-первых, надо продолжить начатую газификацию, бизнес об этом говорит всегда. Вторая важная составляющая — развитие электроэнергетики. У нас пока недостаточно мощностей, от этого зависит конечная стоимость электроэнергии. Третья проблема — нехватка трудовых ресурсов. Для привлечения людей на Дальний Восток надо работать совместно с федеральными властями. Создавать комфортные, привлекательные условия для жизни, для того, чтобы молодежь у нас оставалась.
Четвертый фактор — строительство дорог: чем их больше и чем они качественнее, тем больше связей между муниципалитетами и регионами. На Камчатке десять лет назад бизнес оценивал показатель по дорогам в рейтинге на самый низкий балл. Нам говорили: он никогда не улучшится. А сейчас Камчатка лидирует по этому параметру. Улучшили показатели Хабаровский край, Амурская область, Бурятия, Забайкальский край.
Лесная промышленность просит льготы на транспортировку леса. Какие еще преференции нужны бизнесу на Дальнем Востоке?
Ольга Курилова: Чаще всего просят не менять часто правила игры. И не только на Дальнем Востоке. Бизнес говорит: если приняли какой-то закон, нужно, чтобы это действовало 8-10 лет, чтобы мы могли планировать свою деятельность. Жалуются, что даже не успевают все изменения изучить, как уже появляются новые. Второй важный момент: нужна бесперебойная логистика доставки товаров в каждый субъект Дальнего Востока. И третий, возможно, приоритетный: если поменяли законы, не надо сразу бежать проверять всех. Предприятие работает 10-20 лет, хорошо известно, но «вдруг там что-то не так»? И вот вся крупная компания, ее юридический отдел, бухгалтерия — все работают на то, чтобы дать ответ проверяющим. И чем больше компания, тем больше к ней претензий. А небольшой могут вообще приостановить деятельность. А что такое 30 дней остановки для бизнеса? А если 90? Это практически закрытие. И у нас такие случаи были. И еще: когда какое-то решение, закон принимается в центре, нужно понимать, как это будет работать в каждом регионе нашей большой страны с учетом всех особенностей субъектов, особенно на Дальнем Востоке.
На кого сейчас стоит идти учиться молодежи, чтобы быть востребованным в регионе?
Ольга Курилова: Готовить кадры надо быстро и не в отрыве от экономики. Запросы разные. В Амурской области — это сельскохозяйственная отрасль, кадры для космической и строительной отраслей. Хабаровский край — это авиастроение, нужны инженеры, разработчики, программисты. Забайкалье — это добывающая отрасль, как и Магадан. С развитием регионального туризма растет запрос на определенный уровень сервиса в регионах — везде нужны официанты, повара и т.д. У каждого субъекта есть своя специфика, и везде нужно показывать перспективы своего региона, чтобы молодые люди их видели, проводить как можно больше профориентационных мероприятий со школьной скамьи, а возможно, как в Якутии и в Хабаровском крае, начинать это делать с детских садов.
Вы формируете еще и рейтинг качества жизни. В чем его отличие от инвестиционного и почему только два дальневосточных региона представлены в топ-20?
Ольга Курилова: Если Национальный рейтинг состояния инвестклимата оценивает регионы глазами инвестора, то рейтинг качества жизни показывает регион глазами обычного гражданина. В повседневной жизни для нас в первую очередь важно, насколько качественное образование в школах, как работают больницы, важна городская инфраструктура, парки, кинотеатры, торговые центры. Важна экология, качество питьевой воды. О таких вещах мы и спрашиваем.
Рейтинг также замеряет приверженность к своему родному краю, то есть, связывает ли человек свою дальнейшую жизнь с регионом, хочет ли растить здесь своих детей. Например, Камчатка в рейтинге занимает достаточно высокое 20 место в стране. Людям нравится здесь жить, они очень бережно относятся к природе.
Рейтинг появился недавно, и все наши регионы уже начали выстраивать соответствующую работу, как это было с инвестиционным рейтингом. Рассчитываем, что скоро и другие будут подтягиваться к первой 20-ке.
Но здесь важно понимать, что рейтинги — инвестиционный, качества жизни — составляются не для того, чтобы показать, кто лучше, что хуже. Задача — выявить лучшие практики, подсказать субъектам, что уже есть в стране и что хорошо работает, и внедрить эти решения в регионах.
Как на Дальнем Востоке реализуются большие социальные программы России?
Ольга Курилова: Дальневосточный округ — один из самых активных, все регионы стали участвовать в пилотных проектах АСИ. Раньше опасались, не хотели идти в первых рядах, боялись ошибок. Но кто-то начал, другие увидели результаты, и работа пошла.
Например, по поручению Президента России совместно с Минздравом РФ и Российской ассоциацией детских хирургов мы подготовили и запустили проект по созданию межрегиональных центров детской хирургии. Они открываются на базе уже действующих больниц, то есть огромные деньги на новую инфраструктуру не нужны. Здесь речь идет о повышении квалификации врачей, о частичном дооборудовании больниц, о правильной маршрутизации пациентов.
Первый такой центр открылся в Хабаровском крае, второй — в Приморье. Раньше было так: если на Чукотке или в Магадане ребенку с редким заболеванием нужны уникальная терапия или сложная хирургическая операция, а на месте их не делают, значит, нужно собирать деньги и лететь в Москву. Сейчас регионы связываются с Приморьем или Хабаровском, запрашивают, где лучше оперировать, и по полису ОМС ребенок получает нужное лечение бесплатно. В прошлом году в Хабаровском крае так были пролечены 83 ребенка, проведено 65 операций, за первое полугодие 2023 года пролечены уже 117 детей, проведено 107 операций. Центры работают по пяти востребованным профилям: хирургия новорожденных, нейрохирургия, онкология, комбустиология (ожоговая медицина), торакальная хирургия,
На Дальнем Востоке развивается и промышленный туризм. Какие объекты тут самые интересные?
Ольга Курилова: В промышленном туризме лидером является Амурская область. У них космодром «Восточный», который интересен всем, а особенно молодежи. Это еще и важная составляющая профориентации. Когда ребята едут на космодром, видят, как стартует ракета, они начинают спрашивать, какие предметы нужно изучать в школе, на что обратить внимание в учебе, чтобы в будущем и они запускали ракеты в космос. Они уходят с мечтой о космосе, а это значит, что юных инженеров у нас станет больше.
У нас есть еще один проект по туризму — «Классная страна». Сейчас в нем участвуют 22 региона, из Дальнего Востока — Амурская область и Камчатский край. Команды создадут сто маршрутов для детских путешествий по пяти направлениям с привязкой к школьным предметам. Это туры, связанные с историей, культурой, экологией, наукой, спортом и здоровым образом жизни. Мы хотим привлечь в этот проект как можно больше школьников, которые сами разрабатывают маршруты. Они все видят нестандартно, быстро адаптируются, мечтают, ничего не боятся. А главное, это позволит ребятам побывать и познакомиться с регионами нашей большой страны и, возможно, в будущем связать свою судьбу с Дальним Востоком.
Иллюстрация к статье: