Всемирный банк ухудшил прогноз падения экономики Белоруссии с 0,5% до 3% в 2016 г. из-за спада в экономике стратегического партнера – России.
«Экономический спад в России и низкие цены на сырьевые товары оказали значительное влияние на экономику Республики Беларусь. Воздействие внешних факторов на экономику продолжается, вследствие чего прогнозируется снижение реального ВВП на 3% в 2016 г. и на 1% в 2017 г. Несмотря на предпринятые меры по ужесточению макроэкономической политики в целях преодоления рецессии и сокращения отрицательного сальдо текущего счета, потребность во внешнем финансировании остается высокой, особенно в условиях снижающегося экспорта», — отмечается в новом обзоре Всемирного банка для Республики Беларусь.
Необходимы реформы.
В документе указывается, что ориентированные на будущее экономические реформы могут способствовать повышению производительности и росту занятости.
Постоянное повышение качества производимых в Республике Беларусь товаров и освоение новых рынков сбыта потребует реструктуризации государственных предприятий в целях повышения конкурентоспособности, снижения зависимости от государственных субсидий, улучшения инвестиционного климата и активного привлечения иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
Поскольку данные процессы неизбежно приведут к сокращению числа занятых в краткосрочном периоде, усиление системы поддержки безработных и перехода на новые рабочие места будет способствовать постепенному перемещению трудовых ресурсов из менее производительных секторов на более эффективные предприятия.
Экономический спад, скорее всего, продолжится в 2016 и 2017 гг., однако государством запланирован комплекс мер для вывода экономики из рецессии на более устойчивый путь развития.
«Прогресс в области структурных реформ может улучшить перспективы Республики Беларусь в среднесрочном периоде, однако незамедлительное восстановление темпов роста маловероятно ввиду слабой диверсификация продукции и рынков сбыта, особенно в отношении государственных предприятий. Однако экономика Республики Беларусь имеет все необходимые составляющие для повышения уровня благосостояния, в том числе сильную научную и производственную базу, и в прошлом демонстрировала относительную устойчивость к множественным внешним шокам, поэтому мы смотрим с оптимизмом на перспективы экономического роста в стране в среднесрочной перспективе,» – отметил г-н Ян Чул Ким, глава представительства Всемирного банка в Республике Беларусь.
Директивное кредитование вредит.
Эксперты Всемирного банка подчеркивают необходимость перехода к более эффективному распределению ресурсов, что в настоящее время затруднено вследствие значительных объемов директивного кредитования.
По их мнению, в отличие от других стран, где использовалось льготное кредитование, объемы и условия предоставления таких ресурсов в Республике Беларусь привели к формированию значительных перекосов в финансовой системе, а также к значительным фискальным издержкам и накоплению условных фискальных обязательств.
Система мониторинга и учета директивного кредитования также требует совершенствования. Предпринятые в последнее время меры по ужесточению условий предоставления новых директивных кредитов обнадеживают, однако необходимы дальнейшие шаги по усилению механизмов отбора проектов, реализуемых с поддержкой льготных кредитов.
Стратегия сокращения директивного кредитования должна быть амбициозной, но объем и темпы сокращения должны принимать во внимание побочные эффекты для экономики в целом.
«В любом случае сокращение директивного кредитования будет предполагать снижение объема новых кредитов для госпредприятий. Однако есть надежда, что более преуспевающие сектора экономики смогут улучшить доступ к финансовым ресурсам», – подчеркнул Кирилл Гайдук, экономист Всемирного банка.
По мере того как госпредприятия будут приспосабливаться к новым условиям финансирования, коммерческие банки должны стремиться предотвратить ухудшение качества своих кредитных портфелей.
«Необходимо провести перспективный анализ, чтобы оценить ожидаемое влияние различных сценариев сокращения директивного кредитования на государственные предприятия и коммерческие банки, включая возможные фискальные издержки, связанные с рекапитализацией банков и финансированием программ поддержки безработных. Сокращение директивного кредитования должно быть тесно увязано с планом по реструктуризации предприятий с установленными сроками исполнения», — подчеркивает Гайдук.
Иллюстрация к статье: