Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников предлагает объединять регионы, экономика которых зависима от федерального финансирования.
«Предложение нуждается в обсуждении, есть ряд депрессивных регионов, в которых большая часть доходной части бюджета формируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Традиционно это экономически слабые регионы, не имеющие собственной налогооблагаемой базы, которые полностью зависят от федерального бюджета», — сказал Кувшинников корреспонденту агентства, комментируя недавнее высказывание главы СФ Валентины Матвиенко о возможности объединения ряда регионов.
По словам вологодского губернатора, такие субъекты можно было бы объединять «в более сильные и крупные территориальные образования».
При этом, как отметил Кувшинников, Вологодская область является индустриально очень сильным регионом, входящим по объему промышленной продукции в топ-20 субъектов РФ. «Объединять нас с каким-либо другим регионом я считаю нецелесообразным», — уточнил он.
Ранее в Совете Федерации РФ обсуждалось объединение Липецкой, Воронежской и Рязанской областей. Причиной для укрупнения называлась экономическая интеграция, которая в условиях кризиса становится все более актуальной.
Напомним, 24 апреля председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила, что является сторонницей «перекройки карты регионального плана» в силу того, что «есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы». О каких именно субъектах идет речь, глава Совфеда не говорила.
Укрупнение, по мнению Матвиенко, должно происходить «не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования». Такая мера «повысит качество жизни людей» в слабых регионах. «Не должен человек страдать из-за того, что он живет в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом, богатом», — подчеркнула глава СФ.
Позднее заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Брянской области Сергей Калашников назвал возможные варианты укрупнения регионов. В частности, он указал на возможность присоединения к Хабаровскому краю ЕАО и Приамурья, «поскольку у них один тип хозяйствования». По мнению сенатора, также можно подумать о присоединении к ним Владивостока.
Кроме того, в беседе с порталом «Новости федерации» Калашников предложил объединить, в частности, Липецкую, Воронежскую и Рязанскую области.
27 апреля губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт признал, что в этой идее «есть рациональное зерно», но важно при этом не потерять «обозримость» и управляемость такой макротерритории.
«Если будет дискуссия, то я с удовольствием свое мнение выскажу тем специалистам, которые будут предлагать такое объединение», — сказал Шпорт в беседе с корреспондентом ТАСС, комментируя идею объединения Амурской и Еврейской автономной областей с Хабаровским краем в некое «Большое Приамурье».
Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов пока видит в объединении регионов больше минусов, чем плюсов.
«Объединение регионов мы уже проходили. Как раз в этом году отмечаем 80 лет региону — 80 лет с тех пор, как мы были выделены из состава Ивановской промышленной области. Чтобы принять такое решение, надо очень тщательно все взвесить, обратиться к истории, просчитать плюсы и минусы. Пока мне кажется, что минусов тут больше», — отметил Ястребов.
По мнению губернатора Ивановской области Павла Конькова, вопрос об объединении его региона с каким-либо регионом России «не стоит сегодня на повестке дня даже гипотетически».
«Тема объединения регионов представляется вполне логичной, но, думаю, прежде всего в случае с малочисленными территориями, где, действительно, это — эффективный путь решения социально-экономических задач», — уточнил Коньков в беседе с корреспондентом ТАСС.
Первый заместитель губернатора Калужской области Алексей Лаптев поделился с агентством мнением о том, что объединение регионов будет затратно для бюджета. «Это, скорее всего, затратная процедура, и пока нет понимания — готов ли бюджет к таким расходам. Сначала необходимо получить ответ на простой вопрос — насколько это повысит качество жизни населения в каждом из регионов», — сказал Лаптев.
По его мнению, объединение регионов — это сложнейший процесс, и решение о такой работе может принять только высшее руководство страны, опираясь на мнение граждан. «Но, в любом случае, все будет зависеть от консолидированной позиции наших сограждан», — добавил замгубернатора.
Отметим, с 2003 по 2008 годы прекратили свое существование шесть из 10 автономных округов, которые в РСФСР были частью областей и краев, а после принятия конституции РФ 1993 года стали самостоятельными регионами, и три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края. Правда, на территории присоединенных к более крупным субъектам федерации округов проживало всего 0,3% населения страны.
Между тем Адыгея с Краснодарским краем и Республика Алтай с Алтайским краем объединяться отказались. Слияние Архангельской области и Ненецкого АО также, похоже, отложено до лучших времен.
До сих пор периодически звучат самые разнообразные, порой радикальные предложения по слиянию регионов.
В 2010 году эксперты Института современного развития (ИНСОР) пришли к выводу о том, что запущенный в России процесс объединения регионов не дал ожидаемых властью результатов, и предупредили, что в будущем он может привести к конфликтам.
Иллюстрация к статье: