Масштабное сооружение возвели специалисты Военно-строительной компании Минобороны РФ в содружестве с предприятиями со всей страны. Большая вода начала наполнять канал, питающий города Донецк, Макеевку, Горловку и другие населенные пункты республики. Инженеры и гидротехники проводят наладку оборудования, проверяют каждый стык. Эксплуатирующая организация ФГУП ДНР «Вода Донбасса» готовит разводящие сети.Жители Горловки сегодня собирают все новости о водоводе по капле, — так же, как набирали до сих пор саму воду.
— В районе Горловки, где я живу, вода из крана идет вечером, с 19 до 23 часов, и это еще хорошо, — рассказала детская писательница Любовь Самойленко. — В каждом районе своя ситуация, зависит от состояния водопровода, от степени разрушений. В центре значительно хуже, до верхних этажей вода вообще не доходит, а частный сектор не обеспечивается совсем. Притом вся вода техническая, пить ее нельзя. Мы набираем ванны, все кастрюли и ведра. А вот за питьевой водой мы приспособились на окраину ездить, там набираем ее из колодца. Другим приходится покупать в магазинах, там литр стоил рубль, потом два. Теперь четыре.
Похожая ситуация в Донецке. Даже в центральной гостинице вода в кране появляется всего раз в три дня на несколько вечерних часов.
— День, когда подают воду, многие дончане так и называют: День воды. На этот вечер откладывают все дела и встречи, чтобы набрать воду, сделать уборку, постирать. Набирают в баклажки — 5-литровые бутылки, канистры. В магазинах Донецка можно купить питьевую. Но и там иногда нет популярных 5-литровых. Тогда приходится покупать полутора или двухлитровые бутылки, порой с газом. — рассказывает собкор «РГ» в Донецке Руслан Мельников.
Так люди живут уже несколько лет, и с каждый годом ситуация усугубляется. До февраля 2022 года в сети города поступало 280-320 тысяч кубов воды, но к концу года подача упала до 42-55 тысяч кубов. В местных водохранилищах запасов осталось на считаные месяцы.
Большая вода начала наполнять канал, питающий города Донецк, Макеевку, Горловку и другие населенные пункты республики
Но несмотря на все усилия Украины по лишению доступа жителей Донецка к воде, в ближайшее время эта проблема разрешится. После того, как резервуары заполнятся, график подачи воды населению изменится. Правда, по этапам — постепенный переход важен для проверки всех систем на устойчивость.
По информации заместителя министра строительства и ЖКХ ДНР Владимира Дубовки, в первую очередь улучшится график подачи воды жителям Донецка, Макеевки и Ясиноватой — с двух часов один раз в три дня (с 19.00 до 21.00) до пяти часов один раз в три дня (с 17.00 до 22.00). За счет увеличенного объема улучшится подача воды на верхние этажи, а также в удаленные поселки этих городов.
С 18 мая новый график подачи воды будет распространен на все города республики, где есть проблемы с водоснабжением. В течение июня планируется поэтапно перевести график сначала на один раз в два дня и наконец — ежедневно, с 17.00 до 22.00.
Строительство водовода началось в январе этого года. Объект длиной почти 200 километров построен в рекордные четыре месяца. Он проложен по территории Ростовской области, затем ДНР и до канала Северский Донец — Донбасс. Мощность сооружения водовода составит на первых порах до четырех тысяч кубометров в сутки. Затем суточные объемы поставки воды будут увеличиваться до 288 тысяч кубометров, проектная мощность — до 480 тысяч кубов. Тянули сразу две нитки, трубы — их количество 35 тысяч — делали несколько крупных российских предприятий, в том числе в Харцызске в ДНР.
Проект уникальный не только по темпам строительства, но и по сложности. Начало водовода находится в труднопроходимых местностях поймы реки Дон — со множеством мелких рек, каналов и заболоченными равнинами. Первые 16 километров труб прокладывали по искусственной насыпи через подтопленные территории. На одних участках потребовались дноуглубительные работы, на других — установка плавучей водозаборной станции, 7 насосных станций, 14 гидравлических резервуаров. Еще пришлось соорудить 63 перехода через речки и автотрассы и пробурить тоннель длиной полтора километра для прохождения под железнодорожным полотном и одним из рукавов реки Дон. Были привлечены более 5 тысяч специалистов и около 1,5 тысячи единиц техники.
Иллюстрация к статье: