Центробанк объявил о том, что в течение ограниченного периода времени (до 2 июня) россияне могут обменять мелкие монеты на бумажные деньги или без комиссии зачислить сумму на свой счет в банке. Вроде бы, полезная для потребителей инициатива, но в соцсетях уже начались «конспирологические» дискуссии о том, что Банк России, возможно, готовит либо деноминацию, либо отказ от наличных денег вообще. «МК» обсудил эти версии с начальником аналитического управления банка БКФ Максимом Осадчем.
— Насколько эффективны такие мероприятия по сбору монет?
— В прошлом году с 25 сентября по 8 октября было собрано более 20 млн монет почти на 83 млн рублей. Но это, конечно, как ложкой вычерпывать море: на 1 июля 2023 года в обращении находилось 71,7 млрд монет на сумму 124,1 млрд рублей. Впрочем, у регулятора не было и нет задачи изъять максимум мелочи из карманов россиян.
— А для чего тогда надо снова объявлять сбор монет у населения?
— Чтобы компенсировать дефицит монет у банков и предприятий. Как правило, никто не ходит в магазины с мелочью; монеты, полученные на сдачу, оседают в банках, но не в коммерческих, а в жестяных или стеклянных. Соответственно, происходит постоянный отток мелочи из касс банков и предприятий, а притока совсем уж мелкой, достоинством меньше рубля мелочи, нет. Ведь ЦБ РФ перестал массово чеканить монеты достоинством 1 и 5 копеек еще в 2009 году (крымский выпуск 2014 года в оборот фактически не попал). 10 и 50 копеек последний раз чеканились в 2015 году.
— Почему же чеканка мелочи фактически остановлена?
— Покрывать имеющийся дефицит за счет чеканки новой монеты накладно. Еще в 2008 году Георгий Лунтовский, тогда занимавший должность зампредседателя правления Центрального банка России, говорил, что «стоимость чеканки 5-копеечной монеты составляет 71 копейку». А тогда ведь порядок цен был другой: вспомните, что средний курс доллара в 2008 году составил около 25 рублей. Так вот уже тогда, по словам Лунтовского, убыточными были все монеты до 5 рублей включительно, а за 2007 год расходы на чеканку монет превысили 6 млрд рублей. Доход государства от чеканки монеты называется «сеньораж». А тут получается какой-то «вассалаж».
Соответственно, возникает вопрос, что выгоднее — чеканить мелочь или собирать ее у населения.
— Другими словами, здесь присутствуют только экономические соображения и целесообразность, и никакой конспирологии нет? Просто в мессенджерах и соцсетях сегодня обсуждаются и экзотические версии «истинных мотивов» Центробанка. Самые популярные среди них — это постепенный переход от наличных к безналичным расчетам, в рамках которого люди сначала должны отказаться от мелочи, и гипотеза о подготовке к «обмену денег» по образцу деноминации, как при Хрущеве.
— Я тоже читаю подобные обсуждения. Вот мнение одного из профессиональных финансистов в его дзен-канале: «Ещё этот «сбор металлолома» похож на тестирование полного вывода монет из обращения». Полагаю, вряд ли. Еще раз сопоставим 20 млн монет, собранных в прошлом году, и общее количество монет в обращении — более 70 млрд.
Россия начала переговоры с африканскими странами об упрощении визового режима
Также вряд ли стоит вспоминать обмен денег при Хрущеве в 1961 году, когда новые бумажные рубли обменивались на старые в пропорции 1 к 10, а старые монеты достоинством 1, 2 и 3 копейки остались в обращении по той же нарицательной стоимости. Соответственно те, у кого было много таких монет, выиграли от этой реформы. На эту тему был даже снят художественный фильм «Менялы». Такое счастье вряд ли повторится.
Что же касается якобы отказа от наличности, то Банк России неоднократно подчеркивал, что не собирается от неё отказываться, даже несмотря на цифровизацию и ожидаемое в скором будущем появление «цифрового рубля», который станет «третьей формой денег», а не заменой первым двум — наличным и безналичным рублям.
— А в будущем отказ от мелочи возможен? Как долго в условиях новых технологий проживет мелочь в карманах россиян?
— По данным ЦБ, на 1 апреля 2024 года в обращении находятся 72,3 млрд монет, суммарный вес которых составляет 223 тыс тонн, по 1,5 кг на каждого россиянина. В том числе вес совсем уж бесполезных монет достоинством менее 1 рубля составляет 96 тыс тонн. При грузоподъемности вагона 70 тонн это 1400 вагонов! Куда их девать?
Копейки давно уже превратились в атавизм и анахронизм, но остаются символом, от которого государство пока не собирается отказываться.
Иллюстрация к статье: