Сейчас налоговая нагрузка на бизнес в России на 17 п.п. выше, чем в странах ЕАЭС и на 22 п.п. — чем в странах БРИКС.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что режим территорий опережающего развития (ТОР) должен распространяться не только на территорию Дальнего Востока и моногородов, но в перспективе на всю территорию России.
«Мы должны развивать специальные налоговые режимы в рамках территорий опережающего социально-экономического развития. Мы ставим вопрос, чтобы распространить их применение не только на территорию Дальневосточного федерального округа, сейчас уже принято решение о создании территорий опережающего развития в рамках моногородов, чтобы помочь вывести их из депрессивного состояния. Затем мы хотели бы распространить их (ТОРы — ИФ) полностью на территорию РФ», — сказал министр, выступая в Госдуме на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики.
Статус ТОР обеспечивает льготные условия хозяйственной деятельности предприятиям — резидентам территории. В перечень этих льготных условий входят, к примеру, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на 5 лет, льготные ставки арендной платы за пользование недвижимостью, особое осуществление государственного контроля, — приоритетное подключение к объектам инфраструктуры и другие.
Улюкаев отметил, что налоговая система является мощным инструментом экономической политики, который способен мотивировать или демотивировать бизнес для инвестиций.
По его мнению, целесообразно сравнить налоговую нагрузку в РФ со странами, которые имеют высокие темпы экономического роста или с которыми у России тесное интеграционное взаимодействие
«Коль скоро мы страна, которая стремится обеспечить темпы экономического роста выше среднемировых, мы должны сравнить себя с теми странами, которые быстро развиваются — это Китай, страны Юго-Восточной Азии, это и США. У нас на 7-10 процентных пунктов налоговое обременение выше, чем в этих странах. Во-вторых, нужно сравнить со странами сходного с нами уровня развития, то есть это страны Евразийского экономического союза, страны СНГ, страны БРИКС. С ними у нас тоже чрезвычайно большая разница по налоговому обременению. У нас выше налоговая нагрузка, чем в странах Евразийского экономического союза на 17 п.п. и выше, чем в странах БРИКС, в среднем на 22 п.п.», — отметил Улюкаев.
Он обратил внимание, что помимо налоговой нагрузки в России существует «большой объем неналоговых сборов и платежей». «Всего у нас больше 70 введено разного рода обременений. Самая приблизительная оценка их стоимости для бизнеса — это примерно 3% ВВП, и у нас наблюдается довольно высокая динамика введения новых требований или повышения существующих коэффициентов. Вчера на совещании у председателя правительства мы приняли очень важное принципиальное решение о том, что по ряду из этих платежей ввести мораторий, а также по замораживанию коэффициентов и невведению индексаций», — сказал глава Минэкономразвития.
Иллюстрация к статье: