Добывающие страны, входящие в ОПЕК, пришли к долгожданному решению. Они согласились сократить свою суммарную добычу на 1,2 млн баррелей в день (до 32,5 млн). Этого ждали и в это не верили. Тем не менее, министры картеля, видимо устав спорить, пришли к компромиссу. Во время их диспута нефть только на слухах о грядущем соглашении выросла на 7,5-8,5% и превысила отметку в $51. Апологеты дорогого «черного золота» празднуют победу, но скептики предлагают не торопиться с выводами.
Всего через несколько минут после того, как министры ОПЕК успели поудобней устроиться в мягких креслах одного из самых комфортабельных и дорогих отелей в Вене, цены на нефть на мировом рынке рванули сначала на 5%, а потом на 8,5% вверх и превысили планку в $51.
Причинами тому могли стать два обстоятельства. Во-первых, заседание картеля, невзирая ни на какие препоны состоялось. Во-вторых, Саудовская Аравия, накануне решившая было отказаться от участия в этом саммите, все-таки не обошла его стороной. Более того, входя в зал заседаний, министр энергетики королевства Халид аль-Фалих заявил: «Мы становимся ближе и должны согласовать финальные условия о честном разделении сокращения добычи для каждой страны. Я надеюсь, мы это сделаем».
Тем не менее, сомнения в успехе переговоров оставались до последнего. Повод для них давали Нигерия, Ливия, Иран и Ирак. Все эти государства в последние годы серьезно снизили добывающие, а, главное, экспортные мощности. Что было связано и со внутренними военными конфликтами, и с санкциями, которые были на них наложены со стороны Запада. Сейчас они активно наращивают производство и, в условиях падения спроса на энергоресурсы, готовы потеснить ту же Саудовскую Аравию на мировом рынке.
Эр-Рияду это совершенно не нравится. Саудиты готовы были согласиться с тем, что соглашение о заморозке добычи не коснется Нигерии и Ливии, все равно они не смогут в оперативные сроки стать полноценными конкурентами. Но категорически против того, чтобы вне этого договора остались Иран и Ирак, чьим мощностям и демпинговым ценам вполне по силам отнять у Эр-Риада ряд платежеспособных клиентов. Однако эти страны до проведения саммита, стояли на своем и не видели смысла в подписании соглашения.
Причем до самого последнего момента не совсем понятно было, какие условия будут рассматриваться на венском саммите: либо «заморозка», либо снижение добычи. Детективный сюжет немного прояснился к концу дня. В 16.28 по Московскому времени стал известен предварительный итог договоренности. ОПЕК снижает добычу на 1,2 млн баррелей в день. Какие квоты теперь будут действовать в отношении каждой из стран ОПЕК, пока не известно.
В предварительном порядке ожидается, что почти половину из заявленного объема (0,6 млн), должны сократить страны, не входящие в картель. Особенно неприятно, что большая часть ограничения добычи должна прийтись на Россию — 0,4 млн «бочек».
Представители ОПЕК уверены, что это справедливо. По мнению Халида аль-Фалиха, «Россия вышла на исторический максимум добычи. Заморозка для нее была бы недостаточным вкладом». По словам министра нефти Ирана Бижана Зангане, Москва непременно сократит добычу после того, как ОПЕК примет соответствующее решение.
Для кого же достигнутый в Вене компромисс будет удобен — покажет время. Однако уже сейчас можно сделать некоторые подсчеты. Для бездефицитного бюджета Саудовской Аравии нужно, чтобы «бочка» стоила около $80, ОАЭ и Ирак устроит $57–58, а вот Венесуэле, Эквадору и Ливии требуется не менее $100. Для российского бюджета, по мнению аналитиков, приемлемая стоимость нефти составляет около $70, хотя наш федеральный бюджет на следующий год рассчитан исходя из $40.
По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, для России достигнутые в Вене договоренности скорее являются не побуждением к действию, а призывом. Не зря российский министр энергетики Александр Новак говорил о готовности к «продолжению переговоров» (после того как страны ОПЕК придут к соглашению между собой), а не конкретно о сокращении производства. Более того, как отмечал в середине ноября Владимир Путин, Россия готова заморозить добычу на том уровне, на которой она сейчас находится, если это не нанесет ущерба для энергетического сектора страны.
Кроме того, как полагает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, нашей стране нет необходимости подчиняться резолюциям ОПЕК, поскольку мы не входим в состав картеля. «Снижение или заморозка добычи — это наше внутреннее дело. Присоединяться к решению ОПЕК — это было бы жестом доброй воли, не более. Та же Саудовская Аравия не раз обманывала нас и других, причем не только по вопросам нефти. ОПЕК изжил себя, может быть ему вообще пора прекратить свое существование», — отмечает эксперт.
По его мнению, как только скандалы и интриги, связанные с внутренними разборками в ОПЕК, поутихнут, определение цен на нефть будет вновь зависеть от фундаментальных факторов: соотношения спроса и предложения на рынке «черного золота».
Иллюстрация к статье: