Рубль продолжает находиться под давлением на фоне падения цен на нефть, однако сейчас все внимание участников рынка приковано к заседанию Банка России, которое состоится в пятницу 11 сентября.
Сегодня утром цены на нефть немного корректируются после вчерашнего обвала, когда фьючерсы на «черное золото» потеряли более 3%. Корректируется в сторону укрепления и рубль.
Конечно, нефть остается главным драйвером движения курса рубля, однако от действий ЦБ тоже многое будет зависеть, ведь сейчас регулятор особо в ход торгов не вмешивается.
Итак, что может сделать ЦБ?
Многие, причем даже самые ярые сторонники снижения ставок, полагают, что регулятор возьмет паузу и снижать ставку в этот раз не станет. Так считает, например, глава ВТБ Андрей Костин, хотя раньше он неоднократно говорил о негативном влиянии высоких ставок.
«Сейчас я бы ожидал, что он выждет какое-то время, но все-таки до конца года, мне кажется, эта тенденция по снижению ставки продолжится», — сказал Костин и добавил, что ВТБ хотел бы, чтобы ЦБ к концу года снизил ключевую ставку до 10% с нынешних 11%.
В том, что ЦБ РФ на грядущем заседании не будет снижать ставки.
Действительно, Банк России находится не в самой простой ситуации. После того как в декабре прошлого года ставка была повышена до 17%, а на валютном рынке воцарился хаос, регулятор весь год пытается вернуть ситуацию хотя бы в исходное положение, однако до сих пор ставка находится несколько выше, чем на момент того экстренного повышения.
Кроме того, еще один обвал нефтяных цен, который наблюдался с середины лета, привел к резкому падению рубля и, как следствие, к всплеску инфляции. В августе она подскочила сразу до 15,8% в годовом выражении.
ЦБ может сколько угодно говорить про стабилизацию цен, но экономика все еще очень сильно зависит от импорта, и ослабление рубля моментально приводит к росту цен. Единственное, что хоть как-то сдерживает инфляцию, — слабый спрос.
Сейчас Банку России ни в коем случае нельзя допускать ошибок и позволить валютному рынку выйти из-под контроля. Если приоритет все же инфляция, то логично было бы оставить ставку без изменения, тем более что в Credit Suisse, например, считают, что этого будет достаточно для сдерживания ослабления рубля.
Если же выбор будет сделан в пользу экономики и ставки продолжат снижать, то атака спекулянтов на рубль в данном случае кажется событием неизбежным.
В общем и целом рынок пока не ждет дальнейшего смягчения политики ЦБ. Форвардные контракты указывают на повышение ставки на 0,44% в ближайшие три месяца.
Стоит еще раз отметить, что главным фактором для рубля все же являются цены на нефть. В этом году мы не видим такого сильного спекулятивного давления на рубль, поскольку рубль фактически теперь привязан к ценам на нефть и ходит за ними по пятам. Таким образом, если даже ЦБ РФ повысит ставку, а цены на нефть при этом продолжат снижение, ставка никак не поможет остановить и снижение рубля. Поэтому наиболее вероятным вариантом действительно выглядит сохранение ключевой ставки, чтобы не провоцировать спекулятивную атаку.
Бюджет на следующий год
Бюджет Российской Федерации будет строиться исходя из цен на нефть в $50 за баррель, об этом на Восточном экономическом форуме заявил помощник президента Андрей Белоусов.
При этом он отметил, что согласно прогнозу большинства экспертов в реальности нефть будет стоить $60 за баррель, но в главный финансовый документ страны заложена консервативная оценка, сообщает ТАСС.
Господин Белоусов также отметил, что в случае падения цен на нефть ниже прогнозных показателей правительство будет вынуждено пересмотреть некоторые параметры главного финансового документа страны.
Можно предположить, что решаться этот вопрос будет очень просто — путем ослабления рубля. Мы уже видели что-то подобное в этом году, когда курс национальной валюты приблизился к критическим для бюджета уровням. Банк России тут же начал проводить интервенции, направленные на ослабление рубля. Речь идет о покупке валюты в резервы.
Отметим, что на днях стало известно о переходе от трехлетнего бюджета к одногодичному, и это предложение поддержал президент Путин. По его мнению, правительство правильно делает, переходя к годичному бюджету. «У правительства есть набор мер и предложений по поводу того, что и как нужно делать в подобных условиях. Ничего необычного для нас в этом нет», — сказал глава государства журналистам, подчеркнув, что нечто подобное уже было в 2008-2009 гг. и в другие периоды.
Иллюстрация к статье: