Рост деловой уверенности в России до максимума с июня 2013 года среди компаний частного сектора, о котором сегодня сообщила исследовательская организация IHS Market, связан с восстановительными тенденциями в части спроса, считают аналитики, опрошенные агентством «Прайм».
Разумеется, это позитивный сигнал для экономики: улучшение показателя означает увеличение инвестиций и заработных плат, что в совокупности с рядом факторов позволит нарастить расходы бюджета и сохранить темпы экономического роста. Вместе с тем, планы по увеличению зарплат
работникам говорят о том, что компаниям придется побороться за трудовые ресурсы в ущерб своей прибыли.
Позитив для экономики
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что улучшение индекса деловой уверенности, скорее всего, связано с восстановлением спроса в экономике. «За последние месяцы оборот розничной торговли демонстрирует ускорение роста, что связано с восстановлением кредитной активности в сегменте розничного кредитования», — говорит она, уточняя, что по итогам 2017 года портфель розничных кредитов банковского сектора может вырасти на 10-12%.
С Орловой соглашается главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, рост показателя совсем неудивителен, так как наблюдаются восстановительные тенденции в экономике, нефть активно прибавляет в цене, население реализует отложенный спрос. Деловая уверенность компаний – один из лучших опережающих индикаторов по динамике ВВП и благосостояния, отмечает Табах, поэтому его рост говорит о положительном влиянии на экономическую ситуацию в РФ.
По словам замначальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максима Петроневича, наблюдаемый устойчивый рост показателя – хороший сигнал для будущего отечественной экономики. С 2009 года ВВП с лагом в 3-4 квартала повторял динамику индекса. «Это означает рост инвестиций и зарплат, что в совокупности с высокими рублевыми ценами на нефть и сокращением ключевой ставки позволяет рассчитывать на более высокие расходы бюджета, более активный рост потребительского кредитования и сохранение темпов роста экономики», — отмечает Петроневич.
Негатив для прибыли
В то же время частный бизнес намеревается повышать работникам заработные платы и ожидает снижения прибыльности. Табах напоминает, что зарплаты стагнировали три года. Этот факт вкупе с неблагоприятной демографической ситуацией заставит большинство компаний наращивать расходы на работников, что, в частности, повлияет на прибыльность. Однако, уточняет экономист, сильнее на доходы компаний повлияют жесткость ЦБ относительно ставок и резко упавшей инфляции.
По мнению Орловой, планы компаний по росту зарплат указывают на ограничения на рынке труда. Стагнация численности рабочей силы за последние годы и низкий уровень безработицы заставляют компании конкурировать за трудовые ресурсы в ущерб своей прибыли, отмечает она.
Петроневич в свою очередь говорит, что у многих компаний есть резервы для наращивания зарплат, еще в 2016 году прибыли очень сильно выросли на фоне высокого курса рубля к доллару (65-70 руб./долл.), стабилизации внутренних финансовых условий и динамики спроса. Сейчас рентабельность производителей сокращается, но остается на достаточном для развития производства уровне, поясняет Петроневич.
В целом же локальное сокращение ожиданий по прибыли не является столь тревожным фактором, говорит он. Во-первых, это может быть связано с наблюдаемой нормализацией рентабельности производств. Во-вторых — с резким замедлением роста потребительских цен и падением рублевых цен на нефть, которое наблюдалось летом, поясняет эксперт.
Иллюстрация к статье: