Правительство, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, готовит в рамках антикризисного плана, целый ряд структурных реформ. В первую очередь, речь идет об усилении господдержки малого и среднего предпринимательства. Цель увеличить до 40% его вклад в ВВП. Для этого доля госзакупок, общий объем которых оценивается в 17 трлн. рублей, для МСП закреплена на уровне 18%. Для защиты их интересов от злоупотреблений в ходе торгов чиновник пообещал привлечь ФСБ и налоговую службу.
По словам Игоря Шувалова надежда выхода из кризиса все-таки появилась: в четвертом квартале возможен небольшой рост. Но радоваться будем, когда обеспечим долгосрочное устойчивое развитие и выйдем из рецессии. Для это, в числе прочего, необходимо обеспечить поддержку небольшим предприятиям.
По данным Росстата, в стране насчитывается более 5,5 млн предприятий, относящихся к категории МСП — это микро-, малый, средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели. Их доля в ВВП страны составляет до 20%, а число занятых — около 18 млн человек. Цель правительства: в ближайшие 10-15 лет увеличить эти показатели в 1,5-2 раза.
При этом во всех развитых странах малые и средние предприятия составляют костяк экономики, их вклад в ВВП достигает 60-70%, а занятость – до 80%. Именно такие компании являются лидерами в создании и внедрении инноваций, составляют основу экспортной экспансии, выступают некой «подушкой безопасности» в случае экономических кризисов.
В начале года был принят антикризисный план. В нем 60 пунктов, часть из них касается малого и среднего бизнеса. Игорь Шувалов в Совете Федерации подробно рассказал, что сделано за полгода.
Во-первых, в 2 раза увеличены предельные значения выручки для отнесения бизнеса к категории малого или среднего. Для микропредприятий порог вырос с 60 до 120 млн рублей, для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей. Это резко расширило круг получателей поддержки в рамках государственных программ, включая налоговые спецрежимы.
Во-вторых, регионы наделили правом на предоставление на три года налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной, социальной и производственной сферах. Более трети субъектов воспользовались данным полномочиями.
В-третьих, раньше предприниматели, которые работали по упрощённой системе налогообложения, платили 6% налогов с дохода, теперь 1%. А единый налог на вменённый доход – ЕНВД – по решению субъекта может быть уменьшен с 15 до 7,5%. Очевидно, снижение фискальной нагрузки положительно скажется на рентабельности. Конечно, краткосрочный бюджетный эффект от предоставления налоговых льгот будет отрицательным. Однако в перспективе, уже через один – два года снижение доходов региональных и местных бюджетов будет компенсировано за счет расширения налоговой базы.
Наконец, принят закон об организации Федеральной корпорации поддержки малого и среднего бизнеса, создаваемой в результате слияния Агентства кредитных гарантий (АКГ) и Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами новой структуры станут оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической помощи, выдача поручительств и гарантий субъектам МСП при получении кредитов. Кроме того, корпорация обеспечит увеличение их доли в госзакупках, будет иметь возможность обжаловать в суде действия заказчиков, которые в ходе конкурсных процедур ущемляют права МСП. Кстати, с 1 июля вступил в силу закон — малому и среднему бизнесу отойдет 18% в госзакупках, включая естественных монополий. Это огромный рынок с объемом свыше 17 трлн. рублей в год. Фактически это изменит в стране всю конкурентную среду. А прозрачность торгов, помимо ФАС, с 2016 году будут обеспечивать ФСБ и налоговая служба.
«Уже сейчас регионы вовлечены в федеральную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. – Основная нагрузка в ее реализации лежит на федеральном бюджете, субъекты тратят от 5% до 20% собственных средств. Но даже при таком достаточно комфортном софинансировании (в 2015 году расходы федерального бюджета составили 18,5 млрд. рублей, софинансирование региональных властей – 2,1 млрд. рублей) мы видим, насколько по-разному относятся к этой задаче в регионах. Есть те, кто действительно планомерно, год за годом выстраивает современную инфраструктуру поддержки, стремится обеспечить комплексный подход к развитию предпринимательства: Татарстан, Калужская и Белгородская области. А вот республиках Алтай, Тыва, Амурской области и Забайкальском крае, работу в данном направлении не ведут».
Структура отечественной экономики такова, что у нас безраздельно доминирует крупный бизнес. Пока нефть была дорогой, всех это устраивало, поскольку «крупняк» способен реализовывать масштабные проекты, в которых нуждается страна, брать на себя большие социальные обязательства и т.д. Тогда эксперты и журналисты иронизировали по поводу заявлений Игоря Шувалова, что «нефть нас портит» и что нужны жесткие меры, чтобы поднимать малое предпринимательство. Однако структурный экономический кризис вкупе с западными санкциями сразу обнажили дисбаланс такой системы. Сегодня нашей экономике необходимо становиться более независимой и децентрализованной. Ключевую роль в таких условиях играют малый и средний бизнес. Нельзя не признать, что правительственная комиссия, возглавляемая Шуваловым, на протяжении длительного времени вела пусть не очень заметную, но крайне важную работу. Теперь результат визуализировался. У регионов появились реальные возможности расширить свою налоговую базу.
Иллюстрация к статье: