В своей статье на Project Syndicate профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, который более известен экономическому сообществу не иначе как Dr. Doom (Доктор Апокалипсис), задается вопросом о том, вернулся ли мир в 2008 год, в мировой финансовый кризис и рецессию.
«Мой ответ — однозначно нет», — пишет Рубини, однако, по его мнению, недавние волнения на мировых рынках являются самым серьезным риском со времен 2009 г.
Это связано с тем, что в настоящий момент в мире есть по меньшей мере семь источников риска, которые подогревают волатильность. Рубини называет следующие факторы риска.
Во-первых, беспокойство по поводу жесткой посадки экономики Китая и ее возможного влияния на фондовый рынок и стоимость юаня.
Скорее всего, по мнению Рубини, Китай ждет не жесткая, а ухабистая посадка, а инвесторам стоит оставить в стороне свою обеспокоенность, учитывая постепенное снижение темпов экономического роста и постоянный отток капитала.
Во-вторых, развивающиеся рынки переживают большие проблемы. Они сталкиваются с факторами, сдерживающими экономический рост (снижение темпов роста Китая, конец сырьевого суперцикла, отход ФРС от политики нулевых ставок).
Многие развивающиеся экономики страдают от дисбаланса на макроэкономическом уровне: двойной текущий счет, бюджетный дефицит, а также сталкиваются с ростом инфляции и снижением экономического роста.
Большинство развивающихся стран так и не провели структурные реформы, способные стимулировать экономический рост. А ослабление валют увеличивает реальную стоимость триллионов долларов, которые были взяты в кредит за последнее десятилетие.
В-третьих, ФРС, вероятно, совершила ошибку в декабре, завершив свою политику нулевых процентных ставок, полагает Рубини.
Ослабление экономического роста, снижение инфляции (в связи со снижением цен на нефть) и более жесткие финансовые условия (за счет усиления доллара, коррекции на фондовом рынке и широкого распространения кредитов) в настоящий момент угрожают экономическому росту США и инфляционным ожиданиям в стране, полагает он.
В-четвертых, многие вялотекущие геополитические проблемы набирают оборот.
Возможно, полагает Рубини, самым главным источником обеспокоенности и неопределенности является перспектива долгой «холодной войны», отмеченной опосредованными конфликтами между региональными державами на Ближнем Востоке, в особенности между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном.
В-пятых, снижение цен на нефть стало причиной обвала активов в США и во всем мире и роста кредитования. Это может говорить о низком спросе на мировом рынке, а не о росте предложения, так как экономический рост в Китае, на развивающихся рынках и в США замедляется.
Низкие цены на нефть также оказывают негативное влияние на энергетические компании в США, на которые приходится значительная доля фондового рынка США.
Снижение цен на нефть может привести к потерям по кредитам и потенциальным дефолтам в странах, которые являются чистыми экспортерами энергоносителей.
В-шестых, мировые банки сталкиваются с низкой прибылью, что связано с нормативами, введенными после 2008 г., с ростом финансовых технологий, которые угрожают подорвать существующие бизнес-модели, с ростом использования политики отрицательных процентных ставок, а также с ростом убытков по кредитам на «плохие» активы (энергия, сырье, развивающиеся рынки, слабые европейские корпоративные заемщики).
Наконец, Европейский союз и еврозона могут стать площадкой серьезных финансовых потрясений в этом году. Европейские банки переживают непростые времена. Кризис мигрантов может привести к концу Шенгенского соглашения, полагает Рубини, а также к концу правление Ангелы Меркель.
Более того, выход Великобритании из ЕС становится все более вероятным, считает он. Риск выхода Греции также может стать одним из факторов риска. Популистские партии становятся все более популярными в Европе.
Именно поэтому Европа все больше и больше подвергается риску дезинтеграции. Более того, в соседних регионах неспокойно — на Ближнем Востоке, на Украине. Рубини также полагает, что Россия становится все более агрессивной у европейских границ.
В прошлом, полагает Рубини, мир также сталкивался с рисками, однако политические ответы на эти риски были эффективными, поэтому удавалось сдерживать эти факторы риска.
Сегодня в мире есть семь потенциальных угроз, и мировая экономика отходит от роста к замедлению, что в будущем приведет к дальнейшему сокращению цен на рискованные активы (активы, сырье, кредиты) по всему миру.
В то же самое время политические меры, которые смогли уменьшить разрыв между реальной экономикой и рискованными активами, исчерпали себя.
Монетарная политика становится все более нестандартной, что демонстрирует переход нескольких банков к отрицательным процентным ставкам.
И такие нетрадиционные меры могут навредить больше, чем принести пользы, так как они наносят ущерб банкам и другим финансовым организациям, считает Рубини.
Иллюстрация к статье: