В Самарской области с 24 февраля мигрантам запретили работать в такси. Закон этот принят, чтобы повысить безопасность перевозок, поскольку местные знают лучше регион и Правила дорожного движения. Но самарцы волнуются, что подскочат цены на проезд. В Амурской области запрет на иностранцев в сельском хозяйстве и добывающих отраслях введен еще в 2018 году. Тогда тоже были опасения, но другие.
В Приамурье на селе руководствовались социально-экономическими соображениями: чтобы дать людям работу и обеспечить продовольственную безопасность региона. Бизнес принял нововведение в штыки. Мол, иностранцы — дисциплинированные, недорогие и неприхотливые. А своих еще попробуй заставить работать! Попробовали — и получилось.
«Это решение стимулирует наших аграриев плотно работать с учебными заведениями всех уровней и вкладываться в благоустройство сельских территорий», — рассказал губернатор Приамурья Василий Орлов на совещании с президентом страны. Правильность запрета, по словам губернатора, стала очевидной во время пандемии: «У нас ни один гектар земли не брошен, все предприятия работали в штатном режиме». Власти региона тоже не стоят в стороне. На поддержку молодых аграриев в этом году они направят 12,4 млн рублей. Это рекордная сумма. Единовременное пособие могут получить специалисты в возрасте до 35 лет, которые работают на сельхозпредприятии по договору, рассчитанному на пять лет, не меньше. И проживают на селе. В южных районах региона они получат по 400 тысяч рублей, в центральных — по 600 тысяч, в северных — 800 тысяч.
С этого года в Приамурье у арендаторов будут изымать сельскохозяйственные земли, если они привлекают к работе незаконных трудовых мигрантов
Главная отрасль сельского хозяйства Приамурья — соеводство. Она во многом ориентирована на экспорт: рядом огромный рынок сбыта — Китай. За последние годы регион несколько раз обновлял рекорды по урожаям. Отсутствие в полях иностранцев этому не помешало. А даже помогло и в другом. По данным Амурстата, средняя начисленная зарплата в сельском хозяйстве области в начале 2021 года была около 25,8 тысячи рублей. На ноябрь 2023 года — почти 43,3 тысячи. Уровень зарегистрированной безработицы последние два года — менее процента.
И все же, несмотря на запрет, как только открылись границы после пандемии, некоторые аграрии вновь стали нанимать мигрантов. Нелегально. Власти сдаваться не собираются. «Мы готовы к жестким мерам. Будем забирать у нарушителей землю и отдавать тем, кто может и хочет работать по правилам. Речь идет о продовольственной безопасности региона!» — сказал Василий Орлов.
Стоит ли другим регионам перенимать опыт Приамурья? Решать им. Эксперты предупреждают: чтобы пойти по этому пути, нужно сначала оценить сложившуюся на месте ситуацию. Подготовить и экономическую, и кадровую базу — выпускников высших и средних специальных учебных заведений тех специальностей, которых в регионе не хватает.
Что касается Самарской области, то таксист Алик, подвозивший корреспондента «РГ», считает, что после запрета на работу мигрантов в общественном транспорте ничего особо не изменится. В фирме будут числиться граждане России, а крутить баранку за 3-4% комиссии — мигранты. Можно арендовать машину для своих нужд, а работать на ней в такси. Алик ошибается. Юристы предостерегают: серые схемы чреваты для водителей-нелегалов серьезными неприятностями. На первый раз им грозит штраф от 2 до 5 тысяч рублей, а при повторном нарушении могут и депортировать.
С автобусами будет посложнее. В Самаре не хватает около 30% водителей, уволить придется еще около полусотни. В основном автобусном перевозчике сообщили, что попытаются решить проблему с помощью стимулирующих бонусов. Там хотят привлечь на вакансии не только мужчин, но и девушек. Есть они еще в наших селеньях! Теперь у них будет шанс получить надежную профессию. Собственно, и ради этого тоже — чтобы земляки имели постоянный достойный заработок — и ввели ограничения на мигрантов в Самаре и Приамурье.
Иллюстрация к статье: