По его данным, за год выросло количество эскаваторов, бульдозеров, подъемных кранов, грейдеров. При этом доля изношенной техники почти по всем позициям заметно снизилась.Это связано, как ни парадоксально, с неблагоприятными внешними факторами, говорит эксперт Общественного совета при минстрое Илья Пономарев.Многие компании, опасаясь курсовых скачков и возможных ограничений в позапрошлом и прошлом годах серьезно обновили парк техники, особенно тяжелой. Были свернуты многие лизинговые проекты зарубежных операторов, так что собственность на технику перешла непосредственно к предприятиям. Не последнюю роль сыграл резкий рост объемов военно-строительного комплекса и насыщение его предприятий значительным объемом техники, предполагает эксперт.
Несмотря на уход из России крупных поставщиков популярных марок спецтехники из Великобритании, США и ряда других государств, в 2022 году в страну было ввезено больше техники, чем в 2021 году, отмечают в пресс-службе «Газпромбанк Автолизинг». Рост общего объема импорта был достигнут за счет поставок из Китая.
В структуре импорта высокая доля Китая была еще до массового ухода из России крупных импортеров, но в прошлом году китайские бренды показали огромный рост объемов поставок и продаж на фоне менее значительного роста или падения остальных марок.
По данным компании, за первый квартал нынешнего года в общем объеме переданной в лизинг спецтехники 25 популярных марок было в полтора раза больше продукции КНР, чем остальной. Также популярностью у клиентов пользовались турецкие бренды. В этом году на фоне дефицита спецтехники популярных ранее брендов Китай еще прочнее укрепит свои позиции в России, считают эксперты.
Производство строительной техники в России в прошлом году увеличилось примерно на 30%, говорит президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров. И эта тенденция до сих пор усиливается. Но при этом объем закупок в Юго-Восточной Азии возрос гораздо сильнее.
Это связано как с более широким ассортиментом техники, которую можно там приобрести, так и недостаточной господдержкой производства дорожно-строительной техники в России. В некоторых случаях господдержка закупок техники за рубежом превышает меры поддержки отечественных производителей.
Ни по одному из видов техники не возникло дефицита, который бы сдерживал темпы дорожно-строительных работ. Дорожно-строительные организации быстро переориентировались на закупки у партнеров на Юго-Востоке и внутри страны.
Кроме того, целый ряд организаций, который поставлял дорожно-строительную технику из-за рубежа, сумел либо организовать поставки запчастей и комплектующих за счет параллельного импорта, либо, что гораздо важнее, наладить производство таких комплектующих в России, подчеркивает Быстров.
Впервые за несколько десятилетий наметилось нарастающее взаимодействие отечественных производителей техники с крупнейшими подрядными организациями отрасли по доработке образцов техники, выпускаемой в РФ. Первым примером в начале прошлого года стал отечественный асфальтоукладчик, одна из основных машин, которые используются в дорожных работах и которая массово не выпускались в России в последние десятилетия.
К концу года и в начале нынешнего список дополнился еще 5-6 позициями — это, в первую очередь, катки, бульдозеры, самосвалы. Стоило бы рассмотреть на уровне правительства вопрос о системных мерах поддержки производителей, которые смогли выпустить, организовать производство либо образцов, либо небольших партий техники, отвечающей по своим параметрам требованиям строительных организаций.
После объявления СВО российские производители увеличили объемы выпускаемой техники в основном за счет гособоронзаказа, но в строительстве используется импортная техника с повышенной надежностью и коэффициентом полезного действия, отмечает руководитель ОП Группы компаний «Монолит» (Симферополь) Александр Смагин. Проблем с техникой сейчас нет, так как объемы строительства понизились из-за уменьшения потребительского спроса, считают в организации.
Цены на аренду спецтехники поднялись на 10-15%, рассказали в ГК «Жилой Квартал» (Башкортостан). Вероятность возникновения трудностей с поиском дополнительной техники может возникнуть при резком увеличении объёмов строительства.
Иллюстрация к статье: