Месяц назад Газпром и «Нафтогаз» обменялись прогнозами о возможном объеме транзита голубого топлива через территорию Украины после 2019 года. Глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что после 2019 года транзит через украинскую территорию сократится до уровня 15 млрд кубометров газа в год (в 5 раз меньше, чем сейчас). В ответ на это в Украине пообещали снизить тарифы на транзит газа на 90%, чтобы увеличить объемы транзита. Реакции России на это предложение пока не последовало. Тем временем, у украинской власти все меньше уверенности в том, что транзитные возможности после 2019 года сохранятся. Не так давно пессимистичные прогнозы были официально обнародованы Министерством энергетики и угольной промышленности в Новой энергетической стратегии Украины до 2035 года.
А на днях сайт «Экономическая правда» написал, что НАК «Нафтогаз Украины» корректирует проект финансового плана в части инвестиций в ГТС из-за риска прекращения транзита российского газа.
«ПАО «Укртрансгаз» поручается откорректировать рассмотренный на совещании проект финансового плана на 2017 год в соответствии с негативным сценарием, предусматривающим прекращение транзита природного газа через территорию Украины с 2019 года», — говорится в «Протоколе совещания у главы правления НАК по вопросам проекта финансового плана «Укртрансгаза» на 2017 год».
В общем и целом, власти готовятся к обвальному сокращению транзита российского газа, которые последние 25 лет позволял Украине зарабатывать миллиарды долларов. Каковы перспективы украинской трубы проанализировала «Страна».
О чем говорится в стратегии
«Существует большая вероятность, что до 2019 года включительно объем транзита российского газа сохранится в диапазоне 50-80 млрд куб. м. Вместе с тем, на данный момент нет документальных подтверждений относительно продолжения транзита российского газа через территорию Украины после 2019 года», – такой вывод делают авторы Энергетической стратегии.
В стратегии перечисляются и причины, по котором объем транзита значительно снизится: Россия постепенно реализует проекты альтернативных маршрутов транспортировки газа в Европу (расширение Северного потока, увеличение доступа к мощностям OPAL, строительство Турецкого потока).
«Обновленный Меморандум между Украиной и ЕС о взаимопонимании при сотрудничестве в энергетической отрасли от 24 ноября 2016 года закрепляет стратегическую роль Украины как страны-транзитера, однако, в целом, стратегия ЕС уже не ориентирована на потенциал Украины, как наиболее важного энергокоммуникационного звена на востоке, поскольку интересы отдельных, более влиятельных стран-членов берут верх над совместно определенными приоритетами», – указано в документе.
прогнозные показатели в 15 млрд кубометров транзита озвучивал и глава Газпрома Алексей Миллер. «Мы готовы к переговорам. Однако, мы можем говорить только о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд кубометров в год — для стран, которые граничат с Украиной», — заявил он в интервью агентству Reuters.
Откровенно говоря, такие планы Газпрома выглядели как насмешка. Пропускная способность украинской ГТС — более 120 миллиардов кубических метров (на выходе). В 2016 году Украина обеспечила транзит 82,2 млрд кубометров газа. Снижение объемов в 5 раз приведет к тому, что платы за транзит даже не хватит на содержание и обслуживание украинской трубы.
На заявления Миллера в НАК «Нафтогазе» отреагировали обещанием грандиозного дисконта. Хотя и тоже не без подвоха.
Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что «Нафтогаз» может снизить тариф на транзит газа по украинской газотранспортной системе на 90%. Условием для снижения ставки транзита газа по территории Украины в «Нафтогазе» назвали гарантированный ежегодный объем транспортировки – около 110 млрд кубометров газа. И второй момент — «Газпром» должен заплатить за транзит дополнительные 16 млрд долларов.
О чем идет речь? До 2016 года средний тариф на транзит тысячи кубометров российского газа на 100 километров составлял 2,73 доллара, с 2016 года его размер украинская сторона повысила до 4,5 доллара за тысячу кубометров на каждые 100 метров. Это базовая цена. Кроме того, новая методология расчета стоимости транзита увязывается напрямую с объемами прокачки, а к ней плюсуется НДС, поэтому в нынешнем году плата за транзит уже в 3 раза превышает стартовую цену в 2,73 доллара. Получается, что на протяжении 2016-2019 года Газпром, по мнению Киева, должен уплатить за транзит приблизительно в 3 раза больше первоначальных контрактов. За четыре года эта разница составит 16 млрд долларов.
В Газпроме, в свою очередь, отказываются признавать новые тарифы и платят по старым, мотивируя, что именно они прописаны в контракте.
Пока ситуация с транзитом после 2019 года не ясна, «Нафтогаз» требует компенсировать недоплату за транзит российского газа по территории Украины за предыдущие годы. Решение Стокгольмского арбитража по транзиту ожидается до конца июня нынешнего года.
«К сожалению, Газпром отказывается выполнять условия транзитного контракта и пересматривать транзитные тарифы в соответствии с европейскими нормами. Также Газпром отказывается выполнять требования применимого законодательства. Поэтому, как это предусмотрено нашим контрактом, мы обратились в Стокгольмский арбитраж и в скором времени ожидаем соответствующее решение трибунала…», — написал в Facebook Юрий Витренко и добавил: «после того как Газпром будет платить по новым тарифам в 2016-2019 годах, и если при этом будут забронированы 110 млрд. куб. м мощностей на долгосрочный период после 2019 года, то тарифы действительно снизятся в 10 раз. Таким образом, украинский маршрут будет гораздо дешевле «Северного потока-2» — с того периода, когда «Северный Поток-2″ может начать работу».
Но опрошенные «Страной» эксперты сильно сомневаются, что «Газпром» пойдет на эти условия. «По таким ставкам транзита не работает ни одна компания в ЕС. В соседних Чехии и Словакии тарифы на транзит газа существенно ниже тех, которые в прошлом году установили в Украине», — считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич, добавляя, что с таким подходом «Нафтогаз» только побуждает «Газпром» снижать транзит до минимума в будущем.
По словам члена набсовета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, если сократить транзит до 15 млрд кубов, то «Нафтогазу» придется законсервировать трансбалканское направление трубы (в сторону Болгарии и Турции). При этом нельзя закрыть магистральные газопроводы, иначе без газа могут остаться украинские потребители, поэтому нужно достраивать ответвления от трубы, идущей с Востока на Запад. По подсчетам Минэнерго, на создание таких ответвлений потребуется 2 млрд долларов, считает Корольчук.
Сейчас Газпром поставляет газ в Европу по трем основным направлениям — через украинскую ГТС, через Белоруссию по газопроводу Ямал-Европа и через Балтийское море в Германию по «Северному потоку-1» .
Транспортировка газа через украинскую ГТС приносит в бюджет Украины не менее 1 млрд долларов в год. С введением «Северного потока-2» Украина не только останется без этих ресурсов, но и будет вынуждена за свой счет содержать трубу. Например, по данным «Нафтогаза», в 2016 году за счет транзита 82,2 млрд кубометров газа Украина получила 28,7 млрд гривен прибыли. Если через Украину будет поставляться 15 млрд кубов, то и доходы снизятся в 5 раз, до 5 млрд гривен.
Сильное сокращение транзита через украинскую территорию после 2019 года может произойти, если будет достроен «Северный поток — 2». Его проектная мощность аналогична трубе через Балтийское море «Северный поток — 1», по которому в 2016 году в Европу было поставлено 44 млрд кубометров газа. Целый ряд крупнейших европейских компаний (Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) уже заявили, что в ближайшее время вложат в «Северный поток — 2» 4,75 млрд евро. Настроения европейцев можно понять — для европейского газового рынка это стратегически важный проект, потому как способен гарантировать энергетическую безопасность на долгое время. Интересно, что другим транзитерам, например Словакии, Газпром обещает, что она не пострадает от сокращения украинского транзита, и через нее пустят газ из «Северного потока-2».
В свою очередь, Польша и Норвегия уже сейчас готовятся составить конкуренцию «Северному потоку — 2», заключив с этой целью договор о том, чтобы совместно построить Балтийский трубопровод или же как он называется Baltic Pipe. Он позволит в будущем не пользоваться российским газом. Поставки голубого топлива будут опираться на «Северные ворота», то есть соединения трубопроводом залежей с норвежского шельфа через Данию до польского побережья. А из Польши этот газ теоретически может покупать и Украина. Только непонятно по какой цене и в каких объемах.
Кроме того, по словам советника главы Минэнерго Максима Билявского, для обеспечения Украины норвежским газом необходимо будет построить интерконнектор между газотранспортными системами Украины и Польши.
В общем, пока это еще достаточно туманная перспектива.
Трубе — труба?
Опрошенные «Страной» эксперты полагают, что независимо от того, каким будет решение Стокгольмского арбитража, для украинской ГТС наступают нелегкие времена. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич говорит, что время для принятия Украиной эффективных решений уже потеряно.
«Время для принятия каких-либо эффективных решений уже потеряно. Газпром в любом случае минимизирует значение украинской ГТС для транзита после 2019 года. Сейчас плата за транзит стоит 50 долларов за путь 1000 кубов с Востока на Запад, а они предлагают сделать 5 долларов. Это означает полный крах для ГТС Украины, — говорит Дмитрий Марунич. — В этом случае наша ГТС будет неконкурентоспособной. Придется останавливать газопроводы из-за ненадобности. Может просто дешевле будет порезать и сдать трубы в металлолом. При этом внутри страны тарифы на транспортировку газа еще вырастут».
В свою очередь, политический эксперт Руслан Бортник считает, что у Украины еще есть шансы сохранить статус-кво в этом вопросе, но при одном условии — изменении внутренней политики.
«Наша труба в ее нынешнем состоянии априори никому не нужна. Чтобы модернизировать трубу и на ней зарабатывать, необходимо изменение внутренней политики. Более реальный вариант — создать газовый консорциум, что обсуждалось несколько лет назад. Напомню, что в 2019 году в Украине состоятся очередные выборы президента и парламента. Кто знает, если изменятся политические расклады и появится более договороспособная власть, то труба трубе не наступит. Поэтому еще есть шансы не допустить уничтожения ГТС, но они уже лежат в политической плоскости», — считает эксперт.
Трубу хотят продать европейцам
Интересно, что в профильном Министерстве в проекте энергетической стратегии действительно предлагается Украине в срочном порядке трансформировать свою газотранспортную инфраструктуру для более активной интеграции с европейской, для вовлечения в систему безопасности поставок Центральной Европы.
По словам одного из собеседников «Страны» в газовом секторе, на практике это предложение может быть реализовано созданием в Украине новой компании с участием в акционерном капитале западных корпораций. Эта компания может выкупить (или получить в управление) часть активов «Нафтогаза», включая и газотранспортную систему.
Впрочем, в условиях угрозы сокращения транзита газа не совсем понятно насколько украинская ГТС останется привлекательным активом.
«Почему нам Европа не дает деньги на ремонт «Уренгой — Помары — Ужгород»? У нас недавно произошла разгерметизация трубы. Да потому что в Европе тот же ЕБРР не понимает, а сколько газа будет транзитировать Украина. И поэтому задерживают с 2013 года выделение 306 млн долларов», — говорит Дмитрий Марунич.
Не исключено, что в конечном итоге, за все проблемы с украинской ГТС заплатят рядовые потребители. Энергетическая стратегия на этот счет четко гласит: рыночные тарифы должны быть установлены для всех категорий потребителей.
Иллюстрация к статье: