Это трудно себе представить, но XV Веронский евразийский экономический форум в этом году все же собрал на своей площадке представителей почти из 30 стран, включая европейские, чтобы обсудить самый главный вопрос: как строить взаимодействие сейчас и в будущем? Россия не только не оказалась изолирована, но и смогла задать вектор этому обсуждению.В нынешнем году форум прошел в Баку. История столицы Азербайджана показала: чтобы стать процветающим городом, не нужны ни плодородная земля, ни даже вода, достаточно нефти и транзитного положения на пересечении транспортных потоков. Сейчас Азербайджан активно развивает нефтегазовый сектор: экспорт углеводородов из страны в этом году вырос почти в два раза. Но представители азербайджанского нефтегаза практически в унисон с российскими коллегами в очередной раз попытались донести до Запада простую мысль: сектор нуждается в серьезных инвестициях, а истеричные санкции делают только хуже. «Дефицит энергии к 2030 году вырастет в семь раз. Нужны 100 миллиардов долларов дополнительных инвестиций в традиционную энергетику ежегодно до 2030 года», — констатировал глава «Роснефти» Игорь Сечин.
То, что происходит с ценами на углеводороды сейчас, — следствие недоинвестированности и безответственного «зеленого перехода». «Шестьдесят-семьдесят миллионов тонн СПГ — дополнительная нагрузка [на мировых производителей] на 2023–2024 годы. Но до 2026 года новых вводов [СПГ-проектов] мы не видим», — добавил позже в ходе форума глава «НоваТЭКа» Леонид Михельсон, описывая ситуацию, сложившуюся на мировом газовом рынке из-за отказа Европы от российского газа. Именно на мировом, так как рынок СПГ глобален. Это означает, что две следующие зимы для Европы могут оказаться еще тяжелее нынешней. Для разрешения кризиса нужны именно инвестиционные решения, подчеркнул Михельсон, но ни одна страна не способна реализовать СПГ-проект без международной кооперации.
Посмотреть в глаза реальности призывают и другие страны. Так, Ровшан Наджаф, президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики, на вопрос, извлекает ли страна все возможные выгоды из попыток Европы заменить российские энергоносители аналогами из других стран, возразил, что на получение новых объемов топлива требуется пять-десять лет. «Мы не сможем поставить на следующий день [после запроса], — сказал Ровшан Наджаф. — Евросообщество должно воспринимать ситуацию со всем реализмом». Тем более что долгое время нефтяная отрасль воспринималась им как нечто грязное. Такой же ледяной, отрезвляющий прагматизм демонстрирует Индия — один из ключевых драйверов спроса на энергоресурсы в мире. Главный исполнительный директор индийской государственной нефтегазовой компании ONGC Videsh Раджарши Гупта напомнил о программе доступной энергии для каждого жителя страны и заявил, что правительство собирается газифицировать всю страну, в частности увеличить использование СПГ.
Но еще более важным стало обсуждение не прагматических, а ценностных вопросов. Уже практически нет сомнений, что однополярный мир канул в прошлое. Но и тех, кто представляет многополярность как появление просто еще одного гегемона в лице Китая, ждет разочарование: остальной мир на это уже не согласен. «Евразийское пространство не только большие столпы, остальные участники евразийского пространства тоже важны», — сказал директор Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджанской Республики Ильхам Рамиз Оглы Мамед-заде. Это перекликается с концепцией русского философа XIX века Николая Данилевского: общечеловеческой цивилизации нет, но каждая цивилизация имеет самобытный характер и развивается по собственным законам. Данилевского вспоминали и на евразийском форуме, и на проходившем в те же дни Валдайском: Президент РФ Владимир Путин напомнил слова философа о том, что ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития. То, что Россия предлагает всему миру, — это именно многоцивилизационный (и мультицентричный) подход: сотрудничество на основе взаимовыгодных интересов, уважение к суверенитету, компромиссы. «Россия готова к честному, открытому сотрудничеству», — подчеркнул замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко. И добавил, что в мировой архитектуре Россия видит и ЕС.
А что сама Европа? «Запад очень разнообразная среда. Есть элита, которая смотрит только на саму себя, технобюрократы. И есть европейцы, интересы которых не совпадают с интересами технобюрократов», — сказал Тиберио Грациани, президент международного института глобального анализа Vision & Global Trends. Он также призвал не судить о БРИКС по-западному самоуверенно: эти государства уже вошли в реестр стран, решающих судьбы планеты. Вообще, о возрастающей роли БРИКС, а также ШОС, АСЕАН, ОПЕК+ говорили многие спикеры XV Веронского евразийского форума — это очевидный тренд, который больше нельзя игнорировать. По словам президента ассоциации «Познаем Евразию» Антонио Фаллико, выбор Баку в качестве места проведения форума не конъюнктурный — это начало нового этапа. Именно Большая Евразия, включая Россию, сможет преодолеть неолиберальную модель, которая только усиливает неравенство и продуцирует серьезные кризисы, и построит новую гуманистическую экономику.
Проблема лишь в том, что этот процесс, как мы видим сейчас, сопровождается трагедиями. Председатель Совета по правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев напомнил форуму, что за новый миропорядок уже идет жесточайшая борьба. Именно потому, что на кону не только экономические, но и идеологические, культурные вопросы, а идеалы гуманизма, создавшие великую европейскую цивилизацию, сегодня этой же Европой предаются и отодвигаются в сторону.
Иллюстрация к статье: