Инфляция в России снижается ускоренными темпами. По последним данным, опубликованным 7 марта, годовой рост потребительских цен замедлился до 4,6%. Центральный банк ставит перед собой цель достижения инфляции в 4%, и, по мнению регулятора, такой низкий уровень приведет к росту инвестиций бизнеса и позволит улучшить планирование.
На пути к своей цели Центральный банк полагается на жесткую монетарную политику. Действительно, высокие ставки привлекают капитал в рублевые активы, тем самым стабилизируют курс. Кроме того, дорогие кредиты приводят к сдуванию спроса, а это в свою очередь не позволяет экономике встать на путь роста.
С одной стороны, у Центрального банка есть четкая задача – снизить инфляцию, и если принятый метод работает, зачем от него отказываться, однако эксперты расходятся во мнении: зачем снижать инфляцию в ущерб экономического роста? Эксперты Столыпинского клуба уверены, что низкая инфляция вовсе не является ключевой задачей для выхода из кризиса.
Подтверждает это и исследование «Аналитического кредитного рейтингового агентства» (АКРА). По подсчету экспертов агентства, реальные располагаемые доходы населения продолжат падать даже на фоне снижения инфляции.
Без роста доходов не будет и роста потребления, а значит и экономического роста. Снижение инфляции в 2016 г. связано не с политикой ЦБ и Минфина, а со стабилизацией курса рубля, полагают эксперты Столыпинского клуба. Они считают, что абсолютно неэффективно бороться с немонетарной инфляцией монетарными методами.
Действительно, на первом этапе кризиса сильнейшее влияние на инфляцию оказало ослабление рубля. Учитывая высокую зависимость от импорта, падение курса привело к резкому удорожанию товаров, причем подорожали не только ввозимые товары, но и те, которые производятся на территории РФ, но на импортном оборудовании: выросли издержки.
Инфляция издержек на определенном этапе составляла около 20%, но виной тому оказался не только импорт. Рост тарифов монополий привел к еще большему их росту. Высокая ставка Центрального банка просто не может влиять на многие из этих факторов, скорее, наоборот, она приводит к еще большему росту издержек, так как увеличиваются затраты на обслуживание дорогих кредитов. Для того чтобы стимулировать экономический рост в нашей стране, авторы «Стратегии роста» предлагают ряд системных решений, и ключевой из них является предоставление экономике доступного долгосрочного кредита, а также одновременное ограничение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий.
Авторы «Стратегии роста» утверждают: почти половина инфляции, до 40% ее объема, в России приходится на тарифы инфраструктурных и сырьевых монополий. При этом значительная часть существующего ценообразования экономически не обоснована. По оценкам аналитиков, инфляция издержек значительно превышает инфляцию спроса, а это значит, что при снижении стоимости кредитов и фиксации тарифов монополий общий уровень инфляции вряд ли сильно повысится.
Центральный банк не хочет пока делать финансирование доступным, поскольку опасается роста инфляции. Тем не менее примеры успешных стран, совершивших рывок в экономическом развитии, говорят о том, что допустимый уровень инфляции составляет иногда двухзначное значение и ее последующее снижение было результатом экономического роста. В любом случае без денежных ресурсов экономика просто не сможет расти. Кроме того, расходы бюджета – еще один ключевой канал поступления денежных средств в экономику – сокращается. Около 35% доходов населения, напрямую зависящих от экономической или перераспределительной деятельности государства, вероятно, будут снижаться в реальном выражении, говорится в исследовании АКРА.
Авторы «Стратегии роста» предлагают не только снизить ставки, но и вложить в экономику 7,5 трлн руб. за пять лет. Для этого должны быть разработаны специальные механизмы целевого финансирования.
Эти денежные вливания как раз смогут решить описанные выше проблемы и оживить не только спрос, но и производство. По мнению экспертов Столыпинского клуба, Центробанк должен снизить ключевую ставку до уровня «инфляция плюс 2%». Кроме того, предлагается сосредоточиться не только на таргетировании инфляции, но на курсе рубля и темпах роста ВВП.
К слову, на заседании 24 марта ЦБ снизил ставку, но лишь на 0,25%, и это вряд ли серьезно изменит ситуацию в экономике. При этом в ЦБ ожидают роста ВВП в ближайшие два года в пределах 1-2%. Некоторые эксперты так прокомментировали заявление Банка России: «То есть никакого роста экономики в обозримом будущем им не нужно. ЦБ, видимо, работает под лозунгами «Мертвые не потеют» или «На кладбище нет инфляции».
Иллюстрация к статье: