Обрушение цен на сырьевые товары заставило многие компании затянуть пояса, в т. ч. в РФ. В этой ситуации важно долгосрочное финансировании, особенно для небольших и несырьевых российских компаний, убежден глава «Норникеля» Владимир Потанин, проработавший первым вице-премьером правительства РФ в 1996-1997 гг.
«Отрасль, в которой работает наша компания, находится в непростой ситуации. Впервые за последние 20 лет порядка 60% металлургических производителей работают ниже себестоимости, работают себе в убыток, огромные складские запасы», — заявил в программе «Мнение» Эвелине Закамской президент «Норникеля» Владимир Потанин.
«Но поскольку «Норникель» является компанией с наиболее низкой себестоимостью, то положение «Норникеля» выгодно отличается от положения других компаний отрасли, — пояснил глава компании. — Оно стабильно, хорошие финансово-экономические результаты».
«С мировыми ценами ничего не поделаешь, это как стихийное бедствие», — добавил он.
Падение цен до многолетних минимумов на всех товарных и сырьевых рынках произошло по причине избытка ликвидности в мире, «доступ к финансированию стал очень легким, деньги дешевые». «Мы живем в эпоху дешевых денег», — заявил Потанин.
Он подчеркнул, что, «с одной стороны, это хорошо — можно брать эти дешевые деньги для финансирования проектов». «Но с другой стороны, эти дешевые деньги создают дисбалансы в экономике. На примере продукции нашей компании можно сказать, что никель, медь и другие товары производятся, для того чтобы их потребляли для производства другой продукции. Но они используются (игроками на рынке – ред.) для того, чтобы быть заложенными под финансирование различных видов деривативных инструментов. Что принято называть спекулятивными операциями», — считает глава «Норникеля».
«К сожалению, объем этих операций значительно превышает объемы реальной торговли никелем, медью и другими металлами для нужд промышленности и населения, — пояснил Потанин. — Из-за этого очень значительно искажается картина реального спроса и предложения внутри отрасли и затрудняется их балансирование».
Для «Норникеля» не настолько важен вопрос доступа к долгосрочному финансированию, «поскольку компания сама генерирует мощный денежный поток, и поэтому «Норникель» может использовать свой баланс, добирать финансирование на рынке для реализации эффективных проектов». «Для нас важно другое – чтобы были более или менее предсказуемые условия рыночной торговли нашими товарами, чтобы проекты можно было лучше посчитать. Во всем хорошо баланс», — подчеркнул Потанин.
Компания недавно успешно разместила евробонды: спрос превысил предложение в разы.
В октябре «Норильский никель» также объявил о закрытии сделки по привлечению необеспеченного кредита от Сбербанка на общую сумму $1,2 млрд сроком на 10 лет.
Потанин обеспокоен тем, что в стране нет инструментов долгосрочного финансирования для молодых или небольших компаний несырьевого сектора, которые могли бы стать локомотивом экономики.
Такие деньги обеспечила бы накопительная пенсионная система, но ее средства заморожены. «Стратегические цели принесены в жертву тактическим… Но важно пережить 2016 г.», — подчеркнул Потанин, который в 1996-1997 гг. работал в должности первого зампреда правительства РФ, отвечая за экономику страны.
Иллюстрация к статье: