Названы три составляющие потребительской грамотности: общая, правовая, функциональная

Принято считать, что предприниматели нас обманывают или мы сами обманываемся, что-то у них покупая, потому что нам недостает потребительской грамотности. В нынешнем году формула «грамотный потребитель — ответственный бизнес» даже стала официальным девизом совместной работы пяти стран Евразийского экономического союза по защите прав потребителей. Но что это значит — грамотный потребитель? Что он должен знать и уметь?

Когда мы говорим об общей грамотности человека, то обычно имеем в виду его словарный запас, знание правил грамматики и умение их применять, без которых люди не могли бы понимать друг друга при общении. Но общей грамотности недостаточно для понимания даже текста на родном языке, если вам не известны значения его ключевых слов и как связаны между собой обозначаемые ими предметы. Тут нужна функциональная грамотность, на которую ориентированы другие школьные предметы — математика, иностранный язык, физика, информатика, литература, география, история…

Жизнь человека, как и текст, представляет собой связную последовательность знаков, только вместо слов в ней выстраиваются в ряд поступки. Сделанного не исправишь, но будущее зависит от его воли, а воля — от понимания им взаимосвязи между своими мотивами, поведением и его последствиями. Такое понимание свидетельствует о поведенческой грамотности.

Эти три составляющие можно выделить и в потребительской грамотности. Общей тут является правовая грамотность на уровне, позволяющем потребителю самостоятельно оценить законность условий предлагаемого ему договора, диагностировать нарушение своих прав, выбрать и реализовать оптимальный способ их восстановления.

Функциональная грамотность потребителя помогает ему выбирать лучшее для себя из множества предложений, реже попадать в неприятные ситуации и минимизировать ущерб от своих ошибок благодаря умению находить и правильно понимать важную информацию в маркировке, описаниях и инструкциях, договоре, отзывах экспертов и других потребителей. Так он подает бизнесу сигналы, что надо предлагать, помогая улучшению рынка. И этому можно научиться.

Поведенческая грамотность состоит в понимании потребителем влияния разных моделей его поведения на качество жизни, общественное благополучие и окружающую среду, знании о техниках сознательной коррекции своего потребительского поведения.

Потребительская грамотность формируется с детского возраста под влиянием личного опыта и просвещения. Поскольку личный опыт в семье не всегда вырабатывает привычки, полезные для будущей жизни, важно начинать такое просвещение как можно раньше, и это делают уже в детских садах с их распорядком дня, рационом питания, прогулками и привитием полезных навыков. Но детсады посещают далеко не все дети, да и возможности их в этом возрасте весьма ограничены. Поэтому российский закон наделил потребителей правом на школьное просвещение в области защиты прав потребителей, которое «обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы».

Однако исполнение этой нормы сейчас сведено к двум урокам обществознания, на которых школьникам рассказывают о правах потребителей и возможностях их защиты — первый раз в 7-м классе в общем виде, второй раз в 8-м классе применительно к финансовым услугам. Для формирования основ правовой грамотности потребителя этого совершенно недостаточно, но перенасыщенность школьного расписания не позволяет увеличить часы на эту тему, да и вряд ли 14 лет — подходящий для этого возраст.

Что же касается функциональной и поведенческой составляющих потребительской грамотности, такого рода требования в государственных образовательных стандартах и программах средней школы вообще отсутствуют. А жаль, потому что, войдя в возраст активного потребления, вчерашние школьники часто оказываются столь же беспомощными перед мошенниками и агрессивным маркетингом, как и большая часть людей старших поколений.

Между тем для потребительского просвещения дополнительные учебные часы и не нужны. Нужно другое: заложить основы потребительских знаний о качестве товаров и услуг массового потребления (от пищевых продуктов и лекарств до информационных и финансовых услуг), а также знаний о потребительском поведении в стандарты и программы по всему спектру основных предметов школьного обучения. Такое приближение учебного процесса к общим условиям будущей жизни учащихся — а все они будут потребителями — мотивировало бы их непосредственной полезностью получаемых знаний.

Поведенческая составляющая потребительской грамотности приобретает сейчас особое значение для всего человечества, устойчивому развитию которого угрожает распространение моделей нерационального потребления. С призывом содействовать изменению таких моделей еще в 2015 году Генеральная ассамблея ООН обратилась к правительствам, международным организациям, бизнесу, негосударственным организациям и гражданам.

Год назад Генеральный секретарь ООН заявил: «Каждому из нас придется научиться вести более рациональный образ жизни и сокращать свое воздействие на окружающую среду», Антониу Гутерриш говорил о том, что потребителям необходимо экономить энергию и снижать загрязнения и отходы, использовать меньше пластика, противостоять маркетингу, побуждающему их покупать больше, чем они могут потребить. Но что знают об этом наши школьники? Говорят ли с ними об этом учителя? О взрослых людях я не спрашиваю — они погружены в свои заботы…

29 сентября в мире отметили Международный день распространения информации о продовольственных потерях и пищевых отходах. 16 октября будут одновременно отмечаться Всемирный день продовольствия, День хлеба и День здорового питания. Все это для того, чтобы напоминать нам о значении пищи для каждого человека, страны, планеты. И о том, что число страдающих от голода в мире не уменьшается, в то время как намного больше людей подрывают свое здоровье и сокращают жизнь избыточным питанием, а шестая часть пищевых продуктов попадает в отходы и загрязняет окружающую среду.

Всемирная организация здравоохранения в последние годы называет избыточный вес главным фактором риска здоровью. По оценке академика В.А.Тутельяна, в России он присущ каждому второму взрослому и четвертому-пятому ребенку. То есть синдром потребления пищи сверх физиологической потребности человека в энергии получил массовое распространение.

Росстат ведет наблюдение за потреблением продуктов питания и рассчитывает его пищевую и энергетическую ценность в домашних хозяйствах, разделяя их на десять равных по численности групп (децилей) с разным уровнем дохода — от самого низкого до самого высокого. Согласно последним данным на его сайте, в 2021 году суточная энергетическая ценность питания в самом бедном дециле составила 1968 ккал (на 24% меньше средней для всех величины 2575 ккал), в самом богатом — 2845 ккал (на 10% больше средней).

А какова средняя потребность россиян в энергии? Сайт «калькулятор калорий» ответил, что при средней физической нагрузке потребность в энергии для поддержания своего веса у мужчины 40 лет 175 см 75 кг составляет 2100 ккал, у женщины 40 лет 170 см 70 кг — 1800 ккал. Средняя для такой пары потребность 1950 ккал соответствует энергетической ценности фактического питания самого бедного дециля, тогда как все остальные, более обеспеченные, переедают.

За последние десятилетия кардинально повысилась доступность не только пищи, но и благодаря кредитам квартир и автомобилей, образовательных, медицинских, туристических услуг. По данным ВЦИОМ, с 2013 по 2017 год доля российских семей, имевших кредиты, выросла с 31 до 58%, после чего постепенно снижалась до 46% в 2023 году. Это снижение говорит о грамотной реакции многих потребителей на рост угроз для их бюджетов. Однако беспокоит, что на этом фоне вдвое выросла доля заемщиков среди группы 60+, кредитный потенциал которой явно не повысился, а потребительская грамотность сомнительна.

Еще кардинальнее изменилось информационно-досуговое поведение потребителей. Получение информации, общение по интересам, с родственниками и друзьями, приобретение товаров и услуг и даже потребление некоторых из них перешло в Интернет. По свежим данным ВЦИОМ, среди тех россиян от 18 лет, кто пользуется хотя бы одной социальной сетью или мессенджером, 86% делают это ежедневно, в среднем в течение 4,5 часа, а молодежь 18–24 лет — в течение 8 часов.

То есть потребности, требующие присутствия в сети Интернет, в значительной части удовлетворяются за счет времени, прежде уделяемого работе, учебе, физической активности, сну.

Нас пока еще не очень беспокоят кардинальные сдвиги в потреблении, происходящие на наших глазах, мы не готовы оценить все их последствия. Тем более важно просвещать потребителей, в том числе и в отношении понятных нам опасностей виртуального мира, в который они теперь включаются во все более раннем возрасте. Это повысит их шансы не потерять контроль над ним, когда станут взрослыми.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также