Вопрос о том, почему доходов мало, а расходов много, возник сразу, как только Минфин РФ обнародовал данные об исполнении федерального бюджета за январь 2023 года. В результате того, что расходов было очень много, значительно больше, чем доходов по итогам первого месяца текущего года, зафиксирован большой дефицит федерального бюджета. В цифрах это выглядит так: расходы казны в январе 2023 года составили более 3,1 трлн рублей, превысив аналогичный прошлогодний показатель на 59%. А вот доходов в федеральный бюджет собрали менее 1,4 трлн рублей, что оказалось на 35% меньше объема поступлений в январе 2022-го. В результате дефицит федерального бюджета в первом месяце текущего года оказался существенно выше 1,7 трлн рублей.
А остальным-то, казалось бы, о чем беспокоиться, если им зарплаты выплачивают не из бюджета? Все очень просто: если денег в бюджете будет не хватать, а расходы надо как-то финансировать, то один из возможных путей в таком случае — повышение налогов. Кого в первую очередь может коснуться рост налогов? Правильно, тех самых работников негосударственного сектора экономики, которому вроде бы нечего беспокоиться за недобор бюджетных доходов. А если бизнесу придется больше заплатить налогов, то очень вероятно, что это скажется и на зарплатах занятых в нем людей — эти зарплаты как минимум могут притормозить в своем росте. Так что беспокоиться о наполняемости казны надо всем.
И это не просто гипотетическая история. Показательно, что буквально через пару дней после того, как стало известно о проблемах с федеральным бюджетом, появилась информация, что власти собираются обложить бизнес крупным единоразовым платежом в размере 200–250 млрд рублей. Вот вам и удар по небюджетникам…
Есть еще причина, по которой информация об исполнении федерального бюджета в январе 2023-го представляется важной. С весны 2022 года большая часть значимой экономической информации статистического характера стала непубличной, ее перестали публиковать. Объяснялась такая скрытность тем, что это, мол, поможет успешнее противостоять санкциям. Возможно, часть информации действительно можно было бы засекретить, но ведь сегодня из публичного поля ушло столько важных финансовых данных, что это стало явным перебором. И это не только некоторые цифры, которые ранее публиковал Минфин России и которые касались бюджета, но это и важная информация от Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Росреестра, госкорпораций и т.д.
Когда превратилась в тайну масса важнейшей статистической информации экономического характера, поневоле начинаешь очень ценить те оставшиеся статистические данные, которые еще общедоступны. И в этом отношении информация об исполнении федерального бюджета за январь очень важна. Она ведь позволяет делать выводы, что в реальности происходит с экономикой.
Какие именно? Ведь на первый взгляд с экономикой вроде все ничего, даже лучше, чем можно было ожидать. Думали, что ВВП страны упадет в 2022 году на 8–10%, а снижение, по-видимому, будет около 2,5% (окончательные данные еще не опубликованы). Можно, конечно, по этому поводу много рассуждать, почему так получилось, но радоваться, что упал не так сильно, как мог бы, все-таки трудно. Потому что ведь как ни крути, но упал, экономика все равно в кризисе. Информация о состоянии бюджета как раз в полной мере и подтверждает это.
Федеральный бюджет — основной финансовый план страны. Если план этот как-то не склеивается, то есть повод для беспокойства. Федеральный бюджет — индикатор состояния экономики, который по итогам января показал наличие проблем. Так, дефицит по результатам исполнения бюджета только в первом месяце текущего года сильно превысил, как было сказано выше, 1,7 трлн рублей. Много это или мало? Ведь для многих, будем откровенны, такие цифры мало что значат: триллионы, миллиарды… Так вот, по итогам всего 2023 года, то есть за 12 месяцев, дефицит федерального бюджета должен составить немногим более 2,9 трлн рублей. Получается, что только за один, первый, месяц 2023-го мы вычерпали около 60% годового дефицита бюджета. Согласитесь, величина показателя дефицита бюджета становится при таком сравнении более понятной.
Еще одна цифра для полноты ощущений: в 2023 году все расходы по разделу «Национальная экономика» федерального бюджета должны составить 3,5 трлн рублей. Повторю: это весь объем расходов по данному разделу за этот год. И сумма, как видим, вполне сопоставимая с уже имеющимся и планируемым дефицитом федерального бюджета. Поэтому и вправду дефицит федерального бюджета у нас складывается очень большой.
Еще один важный вопрос: почему вдруг получился такой плохой результат с исполнением федерального бюджета в начале года? Минфин России на этот счет пояснил, что доходы недобрали из-за снижения котировок цен на российскую нефть и сокращения объемов экспорта природного газа. Теперь поясним на цифрах: федеральный бюджет на 2023 год был сверстан исходя из того, что цена на нефть марки Urals составит 70,1 доллара за баррель. А реально в январе 2023-го российскую нефть приходилось продавать дешевле примерно на 20 долларов за баррель (об этом сообщал ранее Минфин). Это же колоссальная разница: 70,1 доллара и около 50 долларов за баррель. А ведь существует немалая вероятность, что такая разница в цене сохранится и на протяжении всего года.
Теперь по поводу того, почему столь значительно выросли расходы федерального бюджета в январе. Минфин России объясняет это оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Что ж, как частичное объяснение роста расходов это, конечно, можно принять. Хотя возникает естественный вопрос: а что, в планах не было заключать контракты оперативно?
Наконец о том, откуда придется брать деньги, чтобы сбалансировать бюджет. Об одном возможном источнике уже упоминалось — взять дополнительные взносы с бизнеса. Но это, если такое все же случится, конечно, не решит проблему дефицита бюджета. Дополнительно собрать таким способом можно сотню-другую миллиардов рублей, а дефицит у нас уже исчисляется триллионами.
Есть два важных источника для покрытия дефицита бюджета: заимствования на рынке и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Заимствования государством денег на внутреннем рынке уже активно идут. Что касается ФНБ, государственной заначки, денег там пока достаточно: 10,8 трлн рублей по состоянию на 1 февраля 2023 года. Однако не все эти средства можно пустить на балансировку бюджета. Дело в том, что очень значительные средства ФНБ уже вложены в разного рода активы (проекты). Поэтому для нужд бюджета выделяют объем так называемых ликвидных активов Фонда (средства на счетах в Банке России). Так вот объем этих активов, по состоянию на 1 февраля, составил в эквиваленте 6,3 трлн рублей. Теперь соотнесем эту цифру с запланированным на 2023 год дефицитом, упомянутыми ранее 2,9 трлн рублей, — и становится понятно, что подушка безопасности у нас в ФНБ остается не такая уж и большая.
А если так дело с превышением расходов над доходами пойдет и далее, то реально дефицит может составить значительно большую сумму по сравнению с запланированной. Я бы оценил ее примерно в 5 трлн рублей по итогам года, а то и больше.
Конечно, Минфин России будет прибегать и к внутренним заимствованиям, чтобы сбалансировать бюджет, но все равно тревожно, потому что расчеты показывают: даже в этом случае ФНБ надолго не хватит. Еще в январе в целях покрытия дефицита федерального бюджета были реализованы, по сообщению Минфина, 3,6 тонны золота в обезличенной форме. Распродавать золотишко тоже, конечно, выход, но как-то все-таки рановато это началось.
Допустим, текущий 2023 год мы проходим. Уже хорошо! Денег на решение бюджетных проблем в ФНБ хватит, а дальше? Сегодня, в феврале 2023-го, можно и нужно беспокоиться о бюджетных проблемах не столько текущего, сколько будущего, 2024-го. Когда не находятся источники для покрытия бюджетных расходов, тогда эти расходы приходится урезать. Помните, что такое секвестр? Вроде бы термин из далекого прошлого, но как бы не пришлось стряхивать с него пыль…
Иллюстрация к статье: