Приятные предновогодние хлопоты традиционно омрачаются для россиян одним обстоятельством: неизбежным ростом цен. Вот и Росстат бесстрастно сообщил, что инфляция никуда не делась, опять объявилась в наших краях. В октябре составила 0,18%, а по продовольствию — 0,28%. Тон задают овощи, за минувший месяц они в среднем подорожали на 3,45%. А из всей богатой овощной номенклатуры отличились помидоры (подорожание почти на 30%) и огурцы – на 14,2%.
Как говорится, нет уж дней тех светлых боле. После стремительного удешевления овощей в августе (на 12 %) и в сентябре на 4,1%, взлет цен теперь уже на тепличную продукцию, весьма существенен. В магазинах среднеплодные огурцы гладкие — 85 рублей за килограмм. Штука «огурца длинного» в отдельной упаковке (как поясняет менеджер супермаркета, это хит нынешнего сезона) — 45 рублей. «Неделю назад покупала такой огурец по 39 рублей», — сказала мне дама в магазине. Соленые огурцы к салату оливье в пластмассовых банках 0,8 литра — 120 рублей…
К помидорам лучше и вовсе не подходить, чтобы не расстраиваться. Самый дешевый томат — 87 рублей килограмм. Дальше идут совсем другие цены: 127; 159 и 242 рубля. Последний — это томат розовый. Почему такие цены? Потому что импортные.
То ли еще будет, особенно ближе к новогодним праздникам? Как правило, в это время отечественные тепличные комплексы уходят «на каникулы» до конца января, готовясь к посевной будущего года. И на нашем рынке появляются большие объемы импорта, где все считается в долларах. Наши огурцы и томаты в продаже массово станут появляться только в конце февраля.
В Плодоовощном союзе России не считают начавшееся подорожание овощей чем-то из ряда вон выходящим. Сезонные циклы, всему свое время и никуда от этого не денешься. Даже в Евросоюзе. Недавно наша делегация овощеводов побывала в Голландии. Там собрались европейские «тепличники» обсудить накопившиеся проблемы. Собственно, проблема у них одна: банкротство производств овощей закрытого грунта. Из-за невозможности оплачивать счета за газ и электроэнергию. С реальным увольнением рабочего класса.
Россиян тоже там спрашивали: у вас как? Чтобы не особенно огорчать заграничных партнеров, они сдержанно отвечали, что в России все более-менее спокойно. Ничего не закрылось, наоборот, растут и развиваются наши «огороды» под пленкой, то есть, промышленные теплицы.
Площадь тепличных комплексов в России сегодня составляет 3231 гектар, она постоянно увеличивается с 2017 года. По огурцам мы завозим из заграницы на внутренний рынок только 5% — в основном, из Китая и Белоруссии. По помидорам ситуация сложнее, завоз составляет порядка 40%. Последние два года Азербайджан опережает в поставках томатов Турцию, 32% против 18%.
В целом, по обеспеченности овощной продукцией Россия в минувшем году достигла 87%, для полного счастья нам не хватает еще немного и еще чуть-чуть: 13 %. Но и этот рубеж не за горами. Ведь за последние 6 лет объем производства овощей закрытого грунта в России вырос на 21 %.
Однако своей основной заслугой овощеводы считают даже не медленный уход от импорта, а цены в магазинах. Это мы думаем, что в осенне-зимний период они зашкаливают. А сами овощеводы уверяют: они делают все, чтобы цены не задирать. Средняя цена на электроэнергию за последние 6 лет выросла на 28 %, на газ на 21 %. Рост инфляции за это время составил 39 %.
И на столь унылом инфляционном фоне, огурцы подорожали всего на 7-10 %, а помидоры на 10-15 %. Это в оптовых продажах торговым сетям за 6-летний период. Розничные же цены для покупателей назначают не крестьяне.
Такая вот с точки зрения овощеводов отрадная картина.
Текущий год для закрытого грунта был самым тяжелым. Логистические цепочки в поставках прервались. Во многих странах разгулялась инфляция. Чтобы не импортировать ее вместе с закупаемым оборудованием и сырьем, нужно было оперативно импортозамещаться. Ведь на Западе, в отличии от России, сильно выросли цены на газ и электричество. Вся эта инфляция могла поехать к нам вместе с семенами, средствами защиты растений, и прочими составляющими.
И отчасти это удалось. Так, весь субстрат (особая питательная среда для выращивания овощей) теперь российского производства. Если бы не этот исторический прорыв, овощи зимой мы бы видели только по телевизору.
Но зависимость от импорта по-прежнему высокая. Сырье, фасовочные линии, оборудование по упаковки тары – все это и многое другое приходится закупать за границей и искать при этом продавцов только в дружественных странах.
— Не с энергоносителями у нас проблема, а с кредитами, — говорят овощеводы, — Построить современную теплицу — удовольствие дорогое, а затем долго и упорно приходится возвращать банкам средства.
Между тем, эксперты почему-то считают, что к Новому году заметного подорожания овощей не произойдет. Видимо потому, что дальше задирать цены уже некуда. Ведь покупательная способность населения и без того низкая. Кто станет покупать, допустим, банку соленых огурцов к салату оливье за 150 или 180 рублей?
Иллюстрация к статье: