Экспортная политика России, до последнего времени обеспечивающая треть поступлений бюджета, готова кардинально поменяться. Западные страны, многие десятилетия закупавшие в нашей стране сырье, переключаются на другие источники энергоресурсов. России также приходится маневрировать. Минфин предложил отечественным производителям нефти рассчитывать зарубежные сделки исходя из стоимости ближневосточного сорта Dubai вместо котировок североморской марки Brent, которые уже полвека используются в качестве определения справедливой цены «черного золота».
Стоимость «черного золота» накануне начала военной операции на Украине на мировом рынке достигла максимальных отметок на последние 14 лет: баррель североморского сорта Brent в январе – начале февраля 2022-го оценивался в примерно в $105, котировки ближневосточной марки Dubai превышали $77, а «бочка» российской марки Urals стоила чуть дороже $70. Не трудно подсчитать, что уже тогда средний дисконт производимых нашей страной углеводородов к европейскому стандарту составлял более 30%.
Правда, тогда такое положение никого не расстраивало. Запад стабильно закупал огромные партии наших энергоресурсов, российская казна была профицитной и буквально ломилась от поступающих в виде налогов нефтедолларов. Российская углеводородная смесь, поскольку уступала по качеству зарубежным аналогам, продолжала ориентироваться на общепринятый западный эталон. Но наши компании были не в обиде, едва успевая подсчитывать барыши.
Но дальше последовали СВО, санкции и отказ Европы от закупок Urals. Все это вынудило Россию перепрофилировать экспортные потоки на восточное направление и сконцентрироваться на китайских и индийских покупателях. Новые азиатские клиенты удачно воспользовались ситуацией и также потребовали от Москвы существенных скидок. Однако с учетом снижения добычи (на 1 млн баррелей в сутки) и общей потери топливного экспорта (по данным Международного энергетического агентства, только в мае ежедневная отгрузка российского «черного золота» за рубеж упала на 260 тыс. «бочек») доходы нашего бюджета от сырьевой отрасли начали стремительно снижаться. За первые пять месяцев этого года поступления в казну от продажи газа и нефти за границу упали вдвое.
Правительство приняло несколько административных мер, снижающих скидки, — теперь дисконт Urals к Brent, по мнению биржевых игроков, составляет менее $20 за баррель. Однако и такая переоценка недостаточна для восполнения финансовых потерь бюджета. В связи с тем была придумана еще одна комбинация, способствующая укреплению достигнутого результата. Россия собирается прикрепить котировки Urals к ближневосточному сорту Dubai, что выглядит логичным с точки зрения переориентации наших экспортных интересов на Восток. Эксперты «МК» оценили плюсы и минусы подобной инициативы.
Владислав АНТОНОВ, финансовый аналитик BitRiver:
«Сорт Dubai Crude используется с середины 1980-х годов в качестве эталона для расчета нефтяных цен в Персидском заливе. Привязка к Dubai может быть предпочтительнее для России, учитывая перенаправление наших поставок в Азию. Использование этого сорта в качестве эталона может более точно отображать рыночную ситуацию для сырья из нашей страны. Важно учитывать, что рынки «черного золота» в различных регионах планеты имеют свои особенности, в том числе в ценовой динамике.
За первые пять месяцев 2023 года доходы российского бюджета от нефтегазовой отрасли по сравнению с тем же периодом 2022-го сократились на 50%. Минфин прогнозирует восстановление объема налоговых поступлений от сырьевого сектора во II полугодии благодаря определению базы нефтяных налогов и ограничению дисконта на «черное золото». Пока перспективы такого поворота событий неважные — средняя стоимость Urals в мае 2023 года составила $53, что значительно ниже прошлогодних отметок.
Привязка к Dubai обещает увеличить прибыль отечественных экспортеров, так как отражает цены и направления реализации российской нефти на азиатских рынках. Поскольку Dubai продается дешевле Brent, то после привязки предельный размер дисконта может уменьшиться.
В апреле Минфин предложил сократить топливный демпфер (налоговый вычет для нефтяников, торгующих нефтепродуктами на внутреннем рынке, направленный на остановку розничных цен на АЗС) в два раза с июля 2023-го по июль 2024 года. В ведомстве считают, что это позволит экономить до 30 млрд рублей ежемесячно, что также приведет к некоторому сокращению экспортной скидки».
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Совершенно очевидно, что сегодня базовая котировка Brent не отражает рыночной цены российской нефти. Это стало особенно заметно после перераспределения объемов экспортируемого сырья в пользу Азии. Рынок восточного региона ориентируется как раз на Dubai. Соответственно, если принять азиатские правила игры, то будет проще рассчитывать актуальный налог — и пополнение бюджета страны будет идти эффективнее.
Правда, привязка к Dubai — лишь один из вариантов, которые сейчас прорабатывает Минфин. Тем не менее все равно очень важным фактором остается размер предельного дисконта (в июне он составлял $28 за баррель, а с июля должен опуститься до $25). Скидка к Dubai точно окажется меньше, чем к Brent. Переход на ближневосточный сорт без изменения дисконта будет бессмысленнен, так как снова приведет к снижению доходов казны. По существующим данным, в ведомство Антона Силуанова еще не поступали от нефтяных компаний предложения по размеру дисконта к Dubai, поэтому рассуждать о его уровне преждевременно.
Другой вариант, который также рассматривает Минфин, — снижение предельного дисконта к Brent еще на $5. Опять же окончательное решение не принято, а значит, мера находится в подвешенном состоянии. Вероятно, снижение дисконта к Brent будет проще, чем привязка Urals к Dubai. Правда, такой вариант чреват постоянными пересмотрами конечной суммы скидки. Впрочем, ориентир на Dubai вызовет меньше разногласий в дальнейшем — ближневосточный сорт ближе по характеристикам и рынкам сбыта к российской смеси».
Спартак СОБОЛЕВ, начальник отдела исследования инвестиционных стратегий «Альфа-Форекс»:
«Без определения дисконта, будь то скидка Urals к Brent или к Dubai, то есть без нового соглашения между нефтяниками и правительством, существует риск роста топливных цен на внутреннем рынке. Стоимость бензина на основные виды горючего, такие как АИ-92, АИ-95 и дизтопливо, уже достигли рекордных уровней. Розничная стоимость этих марок уже превысила максимумы 2022 года и продолжает увеличиваться. К сожалению, цены на АЗС могут еще продолжить расти и до конца года могут повыситься до 10%».
Иллюстрация к статье: