Глава правительства принял участие в работе Гайдаровского форума, подытожив своим выступлением работу пленарной дискуссии «Россия и мир: выбор приоритетов». При всей широте заданной темы вступать в длительные рассуждения он не стал — сразу предупредил, что речь не станет программной и не содержит подробного анализа, что делать в текущей ситуации. К тому же она в целом одинакова для всех.
— При всей разнице в экономическом положении России, других стран нельзя не замечать общность многих стоящих перед нами проблем, — подчеркнул Медведев. — В постоянно меняющихся условиях экономисты ищут новые возможности для стабильного развития, новые приоритеты, новые решения, и в этом смысле все, что мы делаем, тесно взаимосвязано с глобальной экономической повесткой.
Такая общая проблема — риск долгосрочной стагнации. «Уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной, бюджетной политики не получится. Требуются серьезные структурные реформы», — сказал премьер. В первую очередь, они касаются развития человеческого капитала, улучшения делового климата, развития инфраструктуры.
«То, что Россия прошла через кризис гораздо лучше многих прогнозов, не означает, что все наши проблемы решены, ведь нормальное состояние для любой экономики — это рост на уровне потенциальных возможностей», — заявил глава кабинета министров. Для нашей страны этот потенциал находится на уровне 3,5-4 процентов.
Правительству осталось понять, как этот потенциал активировать. Поэтому сейчас на Краснопресненской набережной готовят план действий, который позволит выйти на темпы развития выше среднемировых. Все так же актуальна задача по реформированию экономики, зависимой от сырьевого сектора, и заниматься ей, считает Дмитрий Медведев, нужно именно в период относительно низких цен на сырье. Учитывая, что в этот период экономика и так находится в уязвимом состоянии, то все структурные решения, пообещал председатель правительства, будут предельно взвешенными.
«И действовать нужно максимально аккуратно, и даже определенные вещи озвучивать», — недвусмысленно обратился премьер-министр в зал, поглядывая в первые его ряды. Он вспомнил, что не раз на уровне президента и главы правительства повторялось — вопрос изменения шкалы НДФЛ на повестке дня не стоит. Но обязательно кто-нибудь в Белом доме должен сказать, что он обсуждается. «Не обсуждается. Обсуждается другое», — осадил он коллег, напомнив про 11 приоритетных направлений, выделенных для развития на ближайшие годы.
В список общих для всех стран ограничений также попали дефицит инвестиций и затянувшийся паралич кредитов, необходимость постоянного совершенствования технологий и профессиональных квалификаций. «Риск нарастания технологического отставания в нашей стране является одним из наиболее серьезных вызовов — может быть, самым серьезным вызовом, — который стоит перед нашей экономикой», — полагает премьер-министр.
Современная мировая экономика столкнулась еще с одной особенностью, которая тоже не может обойти стороной ни одну страну. Это резкая политизация международных отношений. «Нам от этого никуда не уйти. Силовой подход, санкции, которые всегда идут вразрез с экономическими соображениями, политически мотивированные барьеры для взаимовыгодных проектов сегодня постоянно генерируют напряженность в мире», — указал Медведев.
Правда, глава российского правительства отмечает и другой тренд глобальной экономики: товарные рынки и целые отрасли становятся все более интегрированными и взаимозависимыми, объединяя мировую экономику и те возможности, которые несет с собой следующая технологическая волна.
«Глобальный характер экономики все равно только усиливается. Это одновременно означает и усиление конкуренции, — сделал он вывод, комментируя ряд услышанных в зале предположений. — Поэтому никакую глобализацию не надо спасать, и если политики не будут ей активно мешать, то она вполне в состоянии вытащить сама себя». В том числе за счет новых форматов глобального управления: «большая семерка» без других крупнейших экономик перестала из себя что-то представлять, уступая место «большой двадцатке».
— Россия не хочет и не будет закрываться. Мы не собираемся игнорировать глобальные тренды. Наша задача — их максимально использовать для решения своих задач, — заявил глава правительства. — Поэтому мы настроены и на развитие международной торговли, и на создание собственных цепочек добавленной стоимости, и на более активное участие во внешнеэкономических союзах и соглашениях.
Иллюстрация к статье: