В России стремительно растет спрос на джин. Недорогой алкогольный напиток чаще всего используют для приготовления коктейлей, которые набирают популярность прежде всего у молодежи. Кроме того, из всего крепкого спиртного, попавшего под санкции (виски, ром, текила), джин проще всего воспроизвести — сейчас на российском рынке уже более 90% джина отечественного производства.
Так, сеть винотек SimpleWine отмечает удвоение спроса на джин год к году за первые восемь месяцев 2023. Даже в частных и корпоративных продажах, где обычно популярностью пользуются классические продукты вроде виски и коньяка, джин поднялся на третье место среди крепких напитков, утверждают в Simple. Директор по маркетингу Luding Group Ирина Осадчая оценивает прирост объема продаж джина в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 в плюс 32%. «По итогам первого полугодия прошлого года динамика была выше, что говорит о замедлении роста категории и, может быть, отчасти является показателем приближения к максимуму», — считает эксперт.
При этом, если два предыдущих года доля импортного джина составляла 30%, сейчас она сократилась до 21%. Основное, что на это повлияло, — уход зарубежных компаний, перевод этой продукции в параллельный импорт, удорожание бутылки на полке на 30-40%, поясняет Ирина Осадчая. В Simple Group считают, что на долю джина российского производства приходится и вовсе порядка 95%.
«Практически каждая российская алкогольная компания выпустила свой джин. Качество у них очень разное: что-то вполне достойно и даже отмечено международными наградами, что-то, скорее, относится ко вкусовой водке с эфирными маслами хвойных. Но строгого ГОСТа на джин нет, да и уровень запросов потребителя невысок, поэтому все это продается. В первую очередь из-за цены: российский джин успешно выдерживает цену 300-500 руб. за 0,5 литра (лидеры рынка — повыше, но до 1 тыс. руб.)», — говорит директор категории крепких спиртных напитков Simple Group Юрий Сурин.
Например, компания «Татспиртпром» вышла на рынок джинов в 2022 году. В первом полугодии 2023 года продажи в этой подкатегории увеличились в восемь раз к сопоставимому периоду 2022 года. Объем отгруженной продукции по итогам восьми месяцев увеличился на 46%, рассказала директор по маркетингу компании Елена Слободанюк. Сейчас компания выпускает четыре вкуса, но уже в ближайшие несколько месяцев планирует добавить еще три новых. «В целом по рынку джин по натуральному объему розничных продаж уступает только коньяку, виски и настойкам и опережает такие подкатегории ЛВИ (ликеро-водочных изделий — прим. «РГ»), как ликер, ром, бальзам, биттер, текила, коньячные и висковые напитки и другие», — комментирует Слободанюк.
Джин — самая легко воссоздаваемая по технологии производства категория из категорий, несвойственных для России (виски, ром, текила), поясняет Ирина Осадчая. По сути, это можжевеловая водка (название пошло от голландского jeneverbes — можжевельник): базовый спирт смешивают с ягодами можжевельника, настаивают и снова перегоняют. Более бюджетный вариант — просто смешать спирт, воду и настой можжевельника, говорит глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Джин для многих россиян является альтернативой рому, текиле и так же, как эти категории ликеро-водочных изделий, служит основой для множества алкогольных коктейлей, что объясняет рост популярности напитка у молодежной аудитории, считает Елена Слободанюк.
Рост продаж джина можно связать с глобальным трендом среди молодого сообщества — людей до 30-35 лет — на миксологию. Миксуют одежду, миксуют музыку, миксуют напитки, и в том числе джины, говорит директор по импорту виноторговой компании Fort Дарья Сологуб. «С джином удобно делать коктейли в домашних условиях. Достаточно купить джин и тоник с различными вкусами, и легко можно сделать коктейль. Людям интересно покупать не только классический джин, но и джины с различными наполнителями. Это могут быть зимние джины с корицей или яркие летние, цветочные. Популярен также джин усиленной крепости, который больше похож на виски, имеет рыжеватый оттенок и обладает интересной и выдержанной органолептикой», — рассказывает эксперт.
Впрочем, несмотря на внушительный рост, джин — все еще маленькая категория. Его доля в первом полугодии 2023 года среди всего алкогольного рынка составляет 0,78%. Эту категорию обгоняют водка, коньяки, виски, вина тихие и игристые, оценивает Ирина Осадчая.
«Пока Россия на этапе становления и развития культуры производства и построения брендов в джине. Предположу, что в дальнейшем на рынке появятся новые сильные игроки, будет расти качество упаковки, коммуникаций, работы с потребителем со стороны успешных брендов. И само собой, будет формироваться премиальный сегмент, где выбор будет определяться не только ценой, доступностью на полке и промо-предложением, но также качеством продукта и набором современных маркетинговых инструментов», — считает Юрий Сурин.
Иллюстрация к статье: