В 1974 году эта картина о любви жертвы и палача, заключенной концлагеря и эсэсовца, вызвала скандал. Ей сопутствовали судебные разбирательства, и только после этого зрители смогли ее увидеть в том виде, в каком она была задумана и снята автором. В январе Лилиане Кавани исполнилось 90 лет, и она до сих пор в рабочем строю. В Венеции покажут ее новый фильм «Порядок времени», где герои встречаются на вилле и внезапно узнают, что близится конец света и у них в запасе всего несколько часов, а это значит, нужно успеть сделать нечто важное. Первый показ состоялся рано утром, а вечером Кавани получила награду из рук исполнительницы главной роли в «Ночном портье» Шарлотты Рэмплинг. Интерес к истории и ее героям у Кавани был всегда. В 1964 году она сняла «Эпоху Сталина».
В ее новой картине главные роли сыграли Клаудия Джерини и Рихард Заммель. В интервью «МК» шесть лет назад Рихард, снимавшийся в фильмах «Бесславные ублюдки» и «Жизнь прекрасна», рассказал, как устал от бесконечных ролей солдат вермахта, как читал Пушкина в Саратове и как не состоялась его работа со Львом Додиным. И теперь с актрисой его театра — Ксенией Раппопорт — встретился на съемочной площадке у Лилианы Кавани.
С Венецианским фестивалем у Ксении давние отношения. В 2006 году она сыграла главную роль в «Незнакомке» итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе и получила за нее в 2007 году премию «Давид ди Донателло» итальянской академии кинематографии. А через год она была ведущей церемоний открытия и закрытия 65-го Венецианского кинофестиваля. На 66-м фестивале Ксения получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в фильме «Двойное время» Джузеппе Капотонди. Позднее она вошла в жюри программы «Горизонты». В Италии она получала и другие награды — «Симпатию» в Риме «за выдающуюся гражданскую деятельность», приз Международного кинофестиваля в Таормине за роль в «Юрьевом дне» Кирилла Серебренникова, «Звезду Италии» за выдающийся вклад в отношения между Италией и Россией в сфере кино. «Ксения — не только ваша, но также и наша актриса», — было сказано на вручении ей почетного титула Кавалера в области киноискусства Италии.
В первые фестивальные дни состоится еще одна премьера с участием Ксении — «Фотограф» советско-литовского режиссера Андрюса Юзенаса, у которого десять лет назад она снималась в фильме «Экскурсантка» о сталинских репрессиях (номинировался у нас на премию «Ника»). Помимо Раппопорт в «Фотографе» снимались Федор Добронравов и немецкий актер Себастьян Хюльк, известный по картинам «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера, «Малыш Джо» Джессики Хауснер, «Транзит» Кристиана Петцольда.
Фильмом открытия стал «Команданте» неаполитанца Эдоардо Де Анджелиса, который в срочном порядке заменил выбывших из-за голливудских забастовок «Претендентов» Луки Гуаданьино с участием Зендеи, Джоша О’Коннора и Майка Фейста.
Самая удивительная интрига гоголевского масштаба связана с конкурсной картиной «Маэстро» Брэдли Купера. После выхода трейлера вокруг нее в соцсетях, а затем и в прессе развернулись страсти, связанные с тем, что Купер вместо того, чтобы пригласить актера еврейского происхождения на роль американского композитора Леонарда Бернстайна (автора «Вестсайдской истории»), сыграл сам и налепил себе нос неподобающих размеров. А это уже не что иное, как стереотип и признак антисемитизма. Ситуация дошла до абсурда. В поддержку Брэдли Купера выступили дети Бернстайна. Большой нос их не оскорбил. У их отца он такой и был. Ситуация гоголевская. Теперь нос Брэдли Купера будет, подобно Носу майора Ковалева, гулять, хотя и не по Невскому проспекту, но по острову Лидо – жить отдельной от персонажа жизнью. В общем, в Венецию «Маэстро» приехал с умопомрачительным шлейфом, и это только добавит интереса к картине.
Иллюстрация к статье: