В последнее время российская космическая отрасль активно развивает сотрудничество с азиатскими партнерами: Японией, Китаем и Южной Кореей. О том, как используются космические технологии на благо отечественной экономики, в интервью Алексею Бобровскому рассказал глава «Роскосмоса» Игорь Комаров в кулуарах Дальневосточного экономического форума.
— Стоит начать с темы, которая в последние часы обсуждается многими. У ваших американских коллег произошла трагическая ситуация: загорелась ракета Falcone. В связи с этим возник вопрос – это бытовая ситуация, хоть и неприятная для коллег? Это какие-то технологические огрехи и недостатки?
— Каждая неудача и авария воспринимается всеми коллегами в отрасли, все переживают. Это влияет на вывод полезных нагрузок выполнения космических программ у наших коллег и партнеров. Мы надеемся, что коллеги достаточно быстро разберутся и восстановят выполнение пусковых планов, которые, конечно, необходимо выполнять.
— Вы изучаете такой негативный опыт коллег для собственных нужд, для пользы?
— По мере получения информации мы, конечно, заинтересованы в изучении этого опыта и работаем по совместным программам с НАСА. В рамках совместной программы мы делимся своим и негативным, и позитивным опытом, а также внимательно изучаем опыт наших коллег.
— Тогда больше поговорим о наших делах. Мы на Дальневосточном экономическом форуме в Дальневосточном федеральном округе, где находится космодром «Восточный». Какие последние новости там, все ли работает хорошо? Вы были там недавно с инспекцией и рабочим визитом. Что происходит на «Восточном»?
— На «Восточном» идут работы, мы видим, что происходят изменения. На этой неделе приехали на форум с «Восточного», где заместитель председателя правительства Дмитрий Олегович Рогозин проводил совещание по текущей ситуации. Мы стараемся взаимодействовать с подрядчиком компанией «Спецстрой» и активно решать все текущие вопросы, которые там возникают.
— Есть ли сложности?
— Сложности есть, стройка непростая. Она непросто шла, есть сложности с доработками и внесением изменений, раньше была проблема с качеством документации, есть вопросы с финансовым состоянием некоторых подрядных организаций.
Я думаю, все эти вопросы нам в ближайшее время предстоит решать, для того чтобы ускорить темпы завершения строительства, завершить его до конца года.
— В последнее время разговор о Дальнем Востоке строится относительно того, как этот регион можно побыстрее интегрировать в Азиатско-Тихоокеанский регион. Всегда разговор идет о взаимодействии с партнерами, нашими ближайшими соседями — Китаем, Южной Кореей, Японией, которые являются технологически развитыми странами.
Если мы говорим про космическую отрасль, какие отношения у вас здесь с нашими ближайшими соседями партнерами?
— С региональной точки зрения мы видим, что на восточном направлении сотрудничество развивается очень интенсивно. Это касается нашего сотрудничества и с китайскими коллегами. В этом месяце будет очередной комитет по сотрудничеству в области развития навигации и развития совместной системы «Бейдоу» и ГЛОНАСС на территории Китайской Народной Республики и на территории России, этот процесс идет интенсивно.
Также мы подписали важное соглашение по охране технологий, которые позволяют нам расширить партнерство и перейти непосредственно к сотрудничеству в области двигателестроения, в области электронной компонентной базы и по другим направлениям. Это важная веха, над которой мы работали достаточно долгое время.
Завтра на форуме мы подписываем меморандум с нашими южнокорейскими партнерами, который позволит нам интенсифицировать сотрудничество в области средств выведения ракетных двигателей и в области аппаратов дистанционного зондирования земли. Такие вот приоритетные направления, которые мы будем развивать с нашими партнерами. И в области пилотируемых программ, работы на МКС, по другим направлениям, мы также ведем и развиваем сотрудничество с партнерами из Японии.
— Всегда хочется понять наше место — вот в этом секторе, в этом сегменте, что сейчас происходит, это больше интерес к нам со стороны этих партнеров или это такие взаимовыгодные истории?
— Вы знаете, проекты могут быть успешными, когда этот интерес взаимный. Космос — это та сфера, где нам традиционно есть что сказать, чем поделиться и что предложить нашим партнерами. И у них, мы видим, есть большой интерес к космосу. Эта индустрия развивается достаточно быстрыми темпами, поэтому возникают предложения и со стороны наших восточных партнеров. И мы заинтересован в том, чтобы этим воспользоваться.
— Вот даже в советские времена космическая отрасль все-таки была ближе к военной индустрии, была даже частью военной индустрии, и такая трансмиссия технологий из оборонки в гражданский сектор, она, честно говоря, работала плохо.
Сейчас, особенно читая новости в том числе про «Роскосмос», все чаще наталкиваешься на сообщения, что космические наработки можно использовать в гражданских делах, в том числе в экономической сфере.
Ну, например, недавно наткнулся на новость о том, что в Амурской области вы заключили соглашение, так что можно следить за урожаем с помощью космических технологий, то же самое касается и рыбного хозяйства. Расскажите об этом подробнее, здесь — на Дальнем Востоке — вы об этом успели поговорить?
— Да, вы правы. Действительно, это не уникально для Советского Союза и России, что технологи приходят из военной сферы в гражданскую. Но надо сказать, что и американские навигационные системы GPS первоначально инициировались и развивались в военных целях аналогично, наверное, дистанционному зондированию для наблюдения за обстановкой на территории на поверхности земли.
Сейчас это активно развивается и находит коммерческое применение в таких областях, как сельское хозяйство, природопользование, в лесном хозяйстве, контроле за чрезвычайными ситуациями, в том числе контроле за строительством, высокоточной навигацией. Все это находит очень широкое применение.
Мы недавно подписали соглашение не только с Амурской областью, но и с министерством сельского хозяйства, которому мы предоставим возможности контроля за посевными площадями, теми территориями, которые используются в сельском хозяйстве.
Не только с точки зрения, используются они или нет и точного определения границ этого использования, но и с точки зрения, скажем, где засеяно, какие площади не засеяны, что на них происходит, то же самое мы предоставляем по лесному хозяйству, то же самое с точки зрения экологии — по ряду регионов у нас подписаны соглашения по контролю несанкционированных свалок, мусора, застройки тех территорий, которые застраиваются часто несанкционированно.
Также у нас уже есть положительный опыт и отзывы от тех, кто занимается природопользованием и контролю по соблюдению лицензионных соглашений и пользованию участками недр, то есть это очень широкое применение и очень востребованная сфера с учетом того, что за последнее время, буквально за год-полтора, мы создали группировку высокоточных космических аппаратов и дальше будем продолжать их запуск. Своевременность, актуальность и качество формации буквально за последний год очень серьезно повысились.
Мы активно работаем с министерствами, ведомствами и коммерческими потребителями, для того чтобы предоставлять им эту информацию. Она действительно может поднять качество не только контроля и управления, но и самих процессов именно здесь, на земле.
— Это экспортно ориентированные технологии, они пользуются спросом?
— Это пользуется спросом, есть ряд стран, которые запрашивают эту информацию по своей территории. Сейчас мы активно работаем и надеемся, что до конца года у нас будут новости в плане привлечения коммерческих компаний, которые занимаются продажей, распространением этой маркетинговой информацией.
Мы будем заниматься этим и с привлечением мелкого, среднего бизнеса, тех компаний, которые занимаются распространением подобной информации.
— Это как раз тот самый пример, когда можно внедрять технологии двойного назначения?
— В общем да, это наиболее простой и, на мой взгляд, эффективный пример, в том числе и государственно-частного партнерства. Сейчас в этом плане мы видим такие серьезные задачи.
— А инвесторы готовы идти в этот сегмент, большой ли спрос?
— Здесь не требуется больших инвестиций, и можно получить достаточно быструю отдачу. Я думаю, это такой один из сегментов, где мы можем получить достаточно быстрый результат.
— А предложения со стороны инвесторов есть?
— Есть, многие компании работают на этом рынке. К сожалению, до этого они получали информацию в основном от иностранных компаний, которые занимаются именно распространением и продажей этого ресурса.
Иллюстрация к статье: