Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал сегодня закон о денонсации соответствующих соглашений с РФ. Киргизскому МИД поручено уведомить об этом Москву. В силу законы вступают через 15 дней после подписания. Ранее власти Киргизии пояснили, что Россия из-за спада в экономике больше не в состоянии финансировать проекты в этой стране
Одной из причин разрыва соглашений власти Киргизии называют отсутствие решений по финансированию проектов, а также предлагаемое российской стороной серьезное повышение ставок кредитов, которые могут быть привлечены для строительства ГЭС. Все это делает строительство нерентабельным и затягивает окупаемость проекта на несколько десятков лет, посчитали в киргизском правительстве.
Соглашения между Киргизией и Россией о строительстве ГЭС, где российская сторона была единственным инвестором, были подписаны в сентябре 2012 года. В конце декабря прошлого года президент Киргизии заявил, что Россия по причине экономической ситуации не сможет построить ГЭС в Киргизии, поэтому республика будет искать нового инвестора.
Предполагалось, что строительство Камбаратинской ГЭС-1 стоимостью три миллиарда долларов с примерной мощностью 1 860 мегаватт (МВт) будет осуществляться компанией «Интер РАО», а сооружением четырех гидроэлектростанций Верхне-Нарынского каскада стоимостью около 727 миллионов долларов и общей мощностью примерно 237,7 МВт займется холдинг «РусГидро». Однако еще в начале 2013 года компания «Интер РАО» сообщила о нехватке средств для строительства Камбаратинской ГЭС-1.
Киргизия в последние годы пытается положить конец зависимости страны от поставок газа из Узбекистана, а также электроэнергии из Казахстана и Таджикистана, напоминает Радио «Азаттык» (казахская редакция Радио «Свобода / Свободная Европа»).
После денонсации гидроэнергетических соглашений с Россией ждать энергетической независимости, скорее всего, придется не менее десяти лет, если не больше, полагают аналитики.
В качестве потенциального инвестора нередко называли Китай, который в последние годы инвестирует значительные средства в инфраструктурные проекты в Центральной Азии. Однако почти все они так или иначе предназначены для экспорта энергетических ресурсов, товаров и материалов в Китай. Проект ГЭС будет в первую очередь служить нуждам Киргизии, а значит, не будет в списке приоритетов для китайских инвестиций.
Иллюстрация к статье: