Сегодня на заседании правительство утвердило проект бюджета на 2016 год, который поступит в Государственную Думу до 25 октября.
Подготовка документа далась кабмину нелегко. Пришлось исходить из сохранения санкций в отношении России, которые ограничивают доступ на рынки капитала в 2016 году. Правда, премьер Дмитрий Медведев видит в этом и положительный момент: развитие за счет собственных ресурсов является для страны серьезной проверкой на прочность.
В связи с этим правительство намерено требовать большей отдачи от вложенных бюджетных средств, а также ужесточить контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Премьер сообщил, что при формировании бюджета правительство исходило из трех основных принципов. Во-первых, бюджетная политика должна обеспечивать долгосрочную стабильность и устойчивость всей бюджетной системы. Именно поэтому кабмин будет опираться на базовый сценарий, который основан на достаточно консервативной оценке стоимости нефти — 50 долларов за баррель. Во-вторых, безусловным приоритетом остается выполнение социальных обязательств, хотя их рост, по всей видимости, будет довольно умеренным. В-третьих, необходимо помочь реальному сектору адаптироваться к сегодняшней ситуации и продолжить курс на технологическую модернизацию экономики.
Конкретные цифры называл министр финансов Антон Силуанов. Доходы нового бюджета запланированы на уровне 13,57 триллиона рублей, расходы — 15,94 триллиона. Уровень инфляции, согласно планам, не должен превысить 6,4%. Верхний предел государственного внутреннего долга ожидается на 1 января 2017 года — 8,99 триллиона рублей, внешнего долга — 55,1 миллиарда долларов, или 49,2 миллиарда евро.
Роль приватизации в доходной базе федерального бюджета в 2016 году останется минимальной. В 2016 году минфин закладывает поступления от приватизации в размере 33,2 миллиарда рублей, хотя это намного больше, чем в 2015 году (пока всего 5 миллиарда рублей). Кроме того, впервые за несколько лет минфин поменял в бюджете верхнюю планку внешних заимствований, установив ее на уровне 3 миллиардов долларов против традиционных 7 миллиардов По словам Силуанова, дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 2,36 триллиона рублей, или 3% ВВП. Основными источниками финансирования дефицита, как и в текущем году, станет использование ресурсов Резервного фонда — 2,136 триллиона рублей. Причем правительство оставляет себе возможности использовать до 500 миллиардов рублей из этого фонда дополнительно, если не будут исполняться доходы.
В новом бюджете предусмотрено формирование двух фондов. Один из них — на 150 миллиардов рублей — предназначен для поддержки отраслей экономики, второй — на 342,2 миллиарда рублей, сэкономленных за счет продления заморозки пенсионных накоплений, — для реализации отдельных решений президента и кабмина. Антон Силуанов рассказал, что 75 миллиардов из первого фонда будет направлено на поддержку АПК — чтобы не сокращать объемы расходов на отрасль по сравнению с уровнем, достигнутым в текущем году.
Один из острейших вопросов — восстановление расходов на силовой блок — правительство решило в пользу последнего. Ранее их предполагалось сократить на 165 миллиардов рублей, однако от этой идеи кабмин все-таки отказался. Кроме того, на 10 миллиардов увеличены ассигнования на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны. «Мы должны в следующем году закрыть эту программу, все обязательства будут выполнены, и все ветераны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, получат жилье», — сказал Силуанов. Однако именно из-за этого восстановления минфину пришлось увеличить прогноз по дефициту бюджета на 2016 год — до 3% ВВП с прежней оценки 2,8% ВВП.
Своими прогнозами с членами кабмина поделился министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, есть серьезные основания считать, что со второго квартала 2016 года начнется восстановительный рост экономики. Его основными источниками станут постепенное восстановление потребительского спроса. Предполагается, что рост розничного товарооборота в следующем году составит 0,4%, начнут восстанавливаться и материальные запасы в производстве. В целом же рост ВВП по 2016 году составит 0,7% Однако инвестиции пока не смогут поддержать наметившиеся улучшения. «Мы ожидаем, что инвестиционные планы компаний будут откладываться на более отдаленные периоды времени. Поэтому спад инвестиций будет, конечно же, гораздо ниже, чем в этом году», — сказал Улюкаев. Если же в начале 2017 года инвестиционный рост ускорится, то это придаст новый импульс и экономическому росту — до 1,9% в 2017 году и 2,4% в 2018 году. Темп роста инвестиций в 2017 году, по мнению Улюкаева, ожидается на уровне 4,8% и в 2018 году — на уровне 5,4%.
Одновременно министерство ожидает замедление инфляционных процессов, поскольку высокая инфляционная волна этого года оценивается как краткосрочная и связанная прежде всего с изменением курсовых отношений. «Рост потребительских цен замедлится в 2016 году почти вдвое — с 12,2% в 2015 году до 6,4% в следующем. Дальнейшая умеренная монетарная политика позволит поддержать эту тенденцию и снизить инфляцию в 2017 и 2018 годах до 6% и 5% соответственно», — заявил министр.
По промпроизводству в 2016 году прогнозируется умеренный рост на уровне 0,6%, а в целом за 2016-2018 годы прогнозируется рост на 4,1%. Более быстрые темпы роста ожидаются по блоку обрабатывающих производств — примерно 5,5% за три года, среди которых особенно выделяются отрасли транспортного машиностроения — более 7% за три года и машиностроения в области производства электрооборудования — 6,4%.
Улюкаев также сообщил, что прогноз предполагает снижение уровня безработицы с 5,8% в 2015-2016 годах до 5,7% в 2017-2018 годах.
Сегодня же правительство утвердило правки в бюджет 2015 года. Дмитрий Медведев сообщил, что дефицит бюджета в 2015 году составит 3% к ВВП, а экономика развивалась по более позитивному сценарию, чем ожидалось. «Антикризисный бюджетный маневр, который мы предприняли в начале года, позволил экономике постепенно адаптироваться к новым условиям и сгладил влияние негативных факторов, а также поддержал позитивные процессы», — сказал глава кабмина. Он также отметил, что в 2015 году федеральный бюджет получил дополнительные доходы, причем большая часть из них пришлась на ненефтегазовый сектор, что связано, в том числе, с ситуацией на рынке углеводородов и некоторым структурным изменением экономики. «И хотя это пока робкие тенденции, нужно сделать все, чтобы их закрепить на будущее, потому что мы заинтересованы в том, чтобы значительная часть доходов экономики страны создавалась за счет доходов не от нефти и газа», — заключил Медведев.
Иллюстрация к статье: