Пакет поправок в закон о защите конкуренции, неформально прозванный четвертым антимонопольным пакетом, прошел третье чтение в Госдуме и отправится в Совет Федерации. Документ вводит в российское право несколько совершенно новых понятий. Но, в основном, изменения коснутся уже действующих механизмов.
В России появится понятие «картель потребителей» — договоренность нескольких покупателей одного товара о сдерживании цены. Также в законе появятся определения таких действий, как дискредитации конкурента. Или незаконное использование чужих товарных знаков, получившее широкое распространение в сфере общепита.
Большая часть изменений касается сферы государственного регулирования рынка. Многие уточнения и изменения очень важны для бизнеса, но будут незаметны напрямую для потребителей.
Одно из важнейших изменений, вызывавших в последнее время бурные споры, — правительство сможет вводить правила недискриминационного доступа для продуктов и услуг частных компаний. Для этого должно соблюдаться требование: организация должна занимать более 70 процентов рынка. В таком случае, правительство сможет диктовать ей, на каких условиях реализовывать свои товары или работы.
Бизнес сообщество активно выступало против подобных изменений, предлагая ограничить сроки введения подобного режима и распространить это правило только на федеральный уровень. В ФАС аргументируют введение таких изменений позитивной практикой на рынках с естественными монополиями. Эксперты отмечают, что поправки облегчат жизнь малому и среднему бизнесу и усложнят — крупному.
Иллюстрация к статье: