Максим Топилин: Идет активное обсуждение различных позиций, в том числе предложение дать право субъектам Российской Федерации вводить ограничения времени продажи алкоголя во всех типах объектов общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, кроме ресторанов. Также идет обсуждение изменений в проект закона. Например, необходимость соблюдать стандарты при продаже пива и пивных напитков, при производстве которых недопустимо добавление этилового спирта. Пока на законодательном уровне подобные ограничения не введены.
Ограничения не приведут к росту серых продаж?
Максим Топилин: Тут я могу провести аналогию с пивом. По этому напитку сейчас проходит поэтапная обязательная маркировка. К 15 января 2025 года в обороте не останется пива и пивных напитков в потребительской таре без соответствующей маркировки. Что касается «серых продаж», нелегального рынка, — это преступление. За незаконное производство, оборот и продажу алкогольной продукции предусмотрена уголовная ответственность.
В России принят закон о вейпах. Будут ли в него вносится изменения?
Максим Топилин: В этом году нам предстоит совместная работа с Правительством РФ по реализации полномочий по установлению минимальной цены на такую продукцию и введения ограничений и запретов на использование ароматизаторов и добавок, усиливающих никотиновую зависимость. Будет проанализирована правоприменительная практика. Если потребуется корректировка законодательства, обязательно будем прорабатывать.
В Комитет недавно поступил правительственный законопроект, предусматривающий изменения в закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. На что он направлен?
Максим Топилин: Законопроект позволит уменьшить сроки подачи заявлений для участия в эксперименте, сократит время согласования между ведомствами и различными структурами. Компании-участники, согласно новым нормам, должны будут вести реестр лиц, работающих с технологиями искусственного интеллекта, которые в случае нештатных ситуаций будут нести ответственность за неправильную эксплуатацию таких технологий. Также они будут обязаны определить круг лиц, к которым могут предъявляться требования по страхованию ответственности, при использовании решений, созданных с применением ИИ. Упрощается доступ к участию разработчиков ИИ в экспериментальных правовых режимах. Проект закона направлен во фракции, комитеты, комиссии Государственной Думы, Президенту РФ, в Совет Федерации РФ, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Верховный Суд РФ, Общественную палату РФ, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний до 20 февраля. Планируем принять в первом чтении в феврале.
Какие еще законопроекты планируются к рассмотрению в весеннюю сессию?
Максим Топилин: Ведется работа над проектами законов по поддержке в области развития отрасли виноградарства и виноделия. Это законопроект, разрешающий размещение рекламы российских винодельческих хозяйств на рекламных конструкциях не только в тех регионах, где выращивается виноматериал, но и в других субъектах РФ. Обсуждается вопрос о демонстрации такой рекламы на электронных табло только в ночное время. Второй законопроект о развитии «винного туризма», как одного из направлений сельского туризма. Проектом закона предполагается возможность возведения небольших сооружений в непосредственной близости к местам произрастания винограда. Виноградопрогодные земли очень дефицитны. С другой стороны, субъекты МСП, работающие в виноградно-винодельческой сфере обращаются с просьбой поддержать их и дать возможность такие сооружения возводить. Наша задача, проработать инициативу с тем, чтобы соблюсти баланс в вопросах предоставления земельных участков.
В весеннюю сессию также продолжим работу над совершенствованием концессионного законодательства в сфере ЖКХ и подготовкой ко второму чтению законопроекта о развитии креативных индустрий.
Какие готовятся изменения в нормативно-правовой базе для решения задачи по достижению технологического суверенитета?
Максим Топилин: Правительством РФ ведется подготовка большого законопроекта о технологической политике. Документ должен объединить в себе меры поддержки и требования к обеспечению технологического суверенитета. Наша задача, проработать вопросы поддержки преференциальных режимов, особых экономических зон, инвестиционных проектов, связанных с созданием и модернизацией импортозамещающих производств.
Максим Топилин: Прогноз оптимистичный. Я думаю, что наш ВВП вырастет где-то на 2,5 — 3%, не исключаю и больший прирост, относительно 2023 года. Сохранятся положительные экономические тренды, — рост ВВП, промышленности, обработки, экспорта, агропромышленного и строительного секторов, а также отраслей, обеспечивающих технологический суверенитет.
Иллюстрация к статье: