Не так просто поверить в начавшееся в феврале ралли валют развивающихся стран. Укрепившиеся больше всего в последние недели валюты (в первую очередь рубль, реал и ранд) больше всего потеряли до этого с мая 2013 г., когда начались распродажи на развивающихся рынках.
В чем же причины ралли? Во-первых, уменьшение опасений по поводу экономики Китая. Правительство Поднебесной расширило программу стимулирования и ужесточило контроль над движением капитала. Цены на еще недавно игнорируемое сырье (такое как железная руда) взлетели на перспективах строительного бума в Китае. Валюты стран-экспортеров сырья также резко окрепли.
Вторым триггером стало изменение позиции Федерального резерва. В декабре американский регулятор впервые почти за десятилетие решил поднять процентную ставку, обещая то же самое сделать еще четыре раза в 2016 г. С тех пор ФРС отказалась от «ястребиных» планов. Реальная процентная ставка, измеряемая доходностью защищенных от инфляции облигаций, снизилась до 0,14%.
Доллар ослаб даже по отношению к валютам богатых экономик. «Неудивительно, что высокодоходные предложения в Бразилии, России и других развивающихся странах вызывали интерес у инвесторов богатого мира», — говорит аналитик французского банка Société Générale Кит Джакс.
Резко улучшившиеся условия на развивающихся рынках могут сохраниться еще какое-то время, но не навсегда. Китайская политика увеличения кредитования только усиливает тревогу по поводу гигантского долгового груза Поднебесной. ФРС, в конце-концов, начнет ужесточать политику, но даже в этом случае ралли на развивающихся рынках не просто удачное совпадение благоприятных факторов.
Чтобы понять это, следует вернуться в май 2013 г., когда намек ФРС о скором завершении программы выкупа облигаций спровоцировал панику на развивающихся рынках. Еще до изменения позиции американского центробанка, в развивающихся странах резко увеличился торговый дефицит, что сделало их зависимыми от иностранного заимствования для покрытия разрыва. Поэтому, когда начались массовые распродажи, больше всего пострадали те страны, которые имели максимальную зависимость от иностранного капитала.
Сегодня ситуация совершенно иная. Развивающиеся рынки суммарно имеют положительный торговый баланс (даже если не учитывать гигантское активное сальдо Китая). «В число стран, торговый баланс которых больше всего скорректирован, входят Бразилия и Индонезия», — считает Пол Макнамара из фондового менеджера GAM.
Безусловно, позитивный сдвиг произошел благодаря коллапсу спроса на более дорогой импорт, а не увеличению экспорта. Но это типичная формула балансирования: сначала падает импорт, а чуть позже восстанавливается экспорт.
Нереально найти безопасный на 100% развивающейся рынок. Тем не менее инвесторы могут избежать явных ловушек. Возобновление проблем в китайской экономике сильно ударит по производителям сырья через снижение цен, но, скорее всего, не приведет к дополнительному снижению инвестиций в бурение нефти и добычу угля (они уже пережили обвал).
В наибольшей опасности находятся относительно богатые экономики, которые поставляют в Китай полуготовые или полностью готовые товары (среди них Сингапур, Южная Корея и Тайвань). Но они имеют мощную подушку безопасности в форме положительного торгового баланса и значительных золотовалютных резервов.
Повышение процентной ставки в Америке — второй источник тревоги. Мало кто верит, что разворот ФРС к более жесткой политики может повысить курс доллара. Страны с наибольшим дефицитом текущего счета (как, например, Колумбия и ЮАР) или большими долларовыми долгами (как, например, Чили) более всего уязвимы.
Если учитывать все эти ловушки, то наберется несколько развивающихся рынков, на которые следует взглянуть с оптимизмом. Среди них Россия, которая уже пережила глубокую рецессию. У нее дешевая валюта, положительный торговый баланс и способный решительно действовать Центральный банк. Кроме того, с неизбежным снижением инфляции, процентные ставки, скорее всего, начнут снижаться уже в этом году.
Иллюстрация к статье: