преследует две цели — снизить недовольство однопартийцев своим кабинетом и объединить Консервативную партию, уже задумываясь о выборах 2024 года.»Сформированный мной сегодня кабинет будет без устали работать над объединением страны и повышением уровня жизни на всей ее территории. Наша цель после пандемии — восстановить все лучше, чем было, и выполнить поставленные приоритетные задачи. Возьмемся же за работу», — написал Джонсон на своей странице в Twitter, повторяя лозунг Консервативной партии Build back better, что будет звучать все чаще в преддверии выборов, которые могут состояться и раньше намеченного срока.
Самым громким стал переход министра иностранных дел Доминика Рааба в министерство юстиции. Хотя Рааб и остался заместителем главы правительства и даже подкрепил этот статус новой формальной должностью, его аппаратный вес на новом посту будет значительно меньше, чем во главе Форин оффиса, которым он руководил с 2019 года.
На смену Раабу пришла министр внешней торговли, по делам женщин и равноправия Элизабет Трасс. Таким образом, из четырех главных министерских портфелей в Великобритании (МИД, МВД, Минфин и Минобороны) два принадлежат женщинам. Ранее стало известно, что Прити Пател, которой многие обозреватели прочили отставку, сохранила за собой пост министра внутренних дел. В руководстве Минфина и Минобороны изменений проведено не было.
Почему сместили Рааба
Британский политолог, редактор и издатель журнала Politics First Маркус Пападопулос назвал причиной смещения Рааба с поста главы МИД тот факт, что министр находился в отпуске, когда члены радикального движения «Талибан» (запрещено в РФ) захватывали Афганистан. В итоге, по оценке телеканала Sky News, эвакуация британцев была проведена не столь эффективно, как это сделали другие страны, например, Франция. Хотя Лондон сумел вывезти из Кабула около 15 тыс. гражданских лиц, власти королевства признали, что в Афганистане остались сотни британцев, а также многие из помогавших им на протяжении 20 лет иностранной военной операции афганцы.
«Он очень медленно отреагировал на изменение ситуации в Афганистане, и на то, как быстро «Талибан» завоевал страну и пришел ко власти. В глазах многих людей, не только в парламенте, правительстве, но и обычных британцев, его репутация сильно пострадала. Поэтому для Бориса Джонсона было важно убрать его с этой должности», — сказал Пападопулос.
Другие назначения
В рамках перестановок в британском кабмине своих постов лишились министр образования Гэвин Уильямсон и министр жилищного строительства, по делам регионов и местного самоуправления Роберт Дженрик, которые, по мнению обозревателей, не справлялись с возложенными на них обязанностями. Роберта Бакленда, чей портфель достался Раабу, напротив, называют исключительно компетентным министром юстиции, однако новой должности в кабинете для него не нашлось.
Дженрика сменил канцлер герцогства Ланкастерского (министр по особым поручениям) Майкл Гоув, которого считают способным справиться с жилищным кризисом в Великобритании. Оставленную Гоувом должность занял Стив Баркли, который в 2018-2020 годах занимал пост министра по делам Brexit. Экс-министр по делам международного развития Энн-Мари Тревелиан получила принадлежавший Трасс пост министра внешней торговли, однако новая руководительница МИД продолжит отвечать за вопросы равноправия и права женщин. Уильямсона на посту главы Минобраза сменил замминистра по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии королевства Надим Захави, который отвечал за программу вакцинации от коронавируса и очень хорошо себя зарекомендовал.
Министр цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании Оливер Дауден передал свой портфель Надин Доррис, занимавшей пост заместителя министра здравоохранения, и получил пост председателем Консервативной партии, на котором будет заниматься вопросами партийной организации. Именно на них он специализировался в правительстве Дэвида Кэмерона (2010-2016). При этом Дауден останется в правительстве в качестве министра без портфеля. На должность министра без портфеля в секретариат кабмина также был назначен Найджел Адамс, ранее отвечавший за азиатское направление в Форин оффисе.
Зачем были нужны перестановки
Пападопулос считает, что Джонсон преследовал как минимум две цели, затеяв масштабные перестановки, всего лишь вторые с момента прихода к власти.
«За последние полтора года Великобритания прошла через очень сложный этап, связанный с пандемией COVID-19. На многих членов кабмина обрушился шквал критики, причем не столько со стороны СМИ, сколько от собственных однопартийцев, не входящих в правительство. Комитет 1922, объединяющий рядовых депутатов, так называемых заднескамеечников, обладает возможностью отправить с отставку лидера партии. Именно он сыграл важную роль в отставке Терезы Мэй в 2019 году. Точно так же сейчас он заявил Джонсону, что в кабинете министров нужны новые лица», — сказал он.
Вторая причина, по мнению политолога, заключается в том, что Джонсон уже задумывается о будущих выборах.
«Они должны состояться через три года, но, возможно, что пройдут и раньше — уже через два. Действия премьера во время пандемии уже были предметом критики Комитета 1922. Вероятно, Джонсон хочет оставить все разногласия позади и объединить партию перед выборами», — заметил Пападопулос.