Оставляя позади Налоговый кодекс
Правительство приняло решение в два этапа дополнительно поднять акцизы на топливо: на 50 коп. за 1 л с 1 января 2018 года и на такую же сумму — с 1 июля, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников. Это много выше, чем предусмотрено Налоговым кодексом: индексация на инфляцию в 4% должна равняться примерно 30 коп. акциза за 1 л бензина и 23 коп. за 1 л дизельного топлива.
Допдоходы бюджета составят 55–60 млрд руб., говорят чиновники. При этом из-за повышения акциза на 50 коп. 1 л топлива в рознице может подорожать на 1,5%, или на 60 коп. Кроме того, есть еще рыночные риски опережающего роста цен до конца 2017 г. — на целых 2,8 руб. за 1 л. При индексации на инфляцию средняя цена топлива может превысить в 2018 г. психологически важные 40 руб., цитирует он письмо. Минэнерго предлагает повышать акцизы 1 апреля и 1 сентября, дополнительные доходы составят 39 млрд руб.
Решение предварительное, но правительство будет на нем настаивать. При этом рентабельность переработки очень низкая, повышение акцизов будет полностью заложено в стоимость конечной продукции, говорят собеседники издания, не отрицая необходимости вливаний в инфраструктуру Крыма и Калининграда.
Вот и лето прошло
Интересно, отмечает руководитель стратегических проектов CAF Group Валентин Островский, что лето мы пережили без традиционного резкого повышения цен на бензин. С мая по август цены повышались не более, чем на 3%. Вместе с тем, Минтранс уже запросил деньги на строительство дорог в Калининградской области и Крыму — и это повышение, вероятнее всего, произойдет.
Вместе с тем решение правительства о повышении акцизов на топливо могут сильно усложнить задачу по контролю низких показателей инфляции, которая сейчас декларируется и активно реализуется властями. Увеличение акциза на 50 копеек в январе и еще на 50 копеек в июле практически гарантируемо выведут среднюю стоимость литра бензина АИ-92 на уровень 38 рублей в рознице (с нынешних менее, чем 37 руб., скажем, в Подмосковье). А литр дизеля превысит сегодняшние показатели стоимости АИ-95. Все это, полагает Валентин Островский, подстегнет к росту уровня цен на большинство товаров и негативно скажется на показателях инфляции. Несколько непоследовательным видится подход правительства, которое борясь с инфляцией, предлагает меры, которые явно простимулируют инфляцию.
Не автоматически, но все равно вырастет
В России традиционно очень высокая налоговая нагрузка на нефтяную отрасль, и в частности, нефтепереработку, отмечает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Это постоянная арена баталий лоббистов топливно-энергетического комплекса и представителей экономического блока правительства. Но вопрос несколько сложнее, и повышение акциза на 50 коп. не означает автоматическое пропорционально повышение розничных цен на топливо. Нефтяные компании имеют в своем арсенале сразу же несколько вариантов реакции на подобные инициативы. Когда нагрузка начинает возрастать, в экспертном сообществе запускается дискуссия о том, что энергетикам выгоднее импортировать сырую нефть, а не производить топливо на территории страны.
В наиболее острую фазу подобных противостояний, рассказывает аналитик, в ряде регионов даже возникали топливные кризисы. Еще один вариант – это увеличение нагрузки на конечных потребителей, которое приводит к резкому росту инфляционного давления, что нервирует монетарные власти и ФАС. В конечном счете, система всегда находит некоторое равновесное состояние, нефтяники получают какие-то уступки, но цены на топливо при этом в любом случае растут.
В то же время увязывать текущие инициативы с необходимостью финансировать проекты в Крыму и Калининграде вряд ли стоит, поскольку в реальности речь идет о более комплексном процессе, считает Артем Деев. При этом некоторый рост розничных цен вполне вероятен, поскольку мы видим достаточно низкую инфляцию, и этот аргумент, без сомнения, будут использовать лоббисты нефтяной отрасли.
Иллюстрация к статье: