Антон Мусатов: переориентация экономики на Восток помогает лизингу расти

Период пандемии и санкционное давление сильно отразились на экономике России. Однако благодаря активному развороту логистики на Восток и развитию коммерческих перевозок лизинговая отрасль демонстрирует в текущем году высокие результаты. О ключевых трендах в отрасли, популярных марках автомобилей в разных сегментах и привлечении молодых кадров в сферу лизинга, рассказал в интервью РИА Новости в рамках форума ВТБ «Россия зовет!» генеральный директор группы компаний ВТБ Лизинг Антон Мусатов. Беседовала Александра Веселова. РИА Новости выступают информационным партнером форума.

— Прошлый год был турбулентным для экономики России. Как это отразилось на сфере лизинга? Получилось ли восстановиться отрасли в этом году?
— В прошлом 2022 году многие объемы бизнеса сократились. Наши ожидания по рынку лизинга были достаточно драматичные, но по итогам он упал всего на 13 % по отношению к 2021 году по объемам нового бизнеса. В 2023 году рынок лизинга показывает фантастические результаты, превосходя все наши самые смелые ожидания. Портфель рынка лизинга за 9 месяцев составил 8,1 триллиона рублей. Объем нового бизнеса 2,5 триллиона рублей и вырос на 92 % относительно аналогичного периода прошлого года.

— Какие наиболее популярные тренды на рынке лизинга вы видите в этом году?
— Последние несколько лет очень активно идет развитие автолизинга. Происходит значимое проникновение инструментов лизинга во все автосегменты, особенно в сегменты грузового транспорта и спецтехники. Сейчас доля продаж нового грузового транспорта в лизинге достигает 85-90 % в России. Это клиенты, связанные с коммерческими перевозками, различные сегменты строительства, ритейл и маркетплейсы. Проникновение в легковом транспорте выросло до 20-30 %, среди них компании, которые активно предоставляют услуги такси, каршеринга, обновляют корпоративные парки. Если провести некоторое сопоставление, то рынок автолизинга, в котором основная доля приходится на сегмент малого и среднего бизнеса, составляет 4,4 триллионов рублей портфеля по данным на полугодие, а рынок корпоративного кредитования среднего и малого бизнеса России — 11 триллионов рублей, по данным ЦБ, то фактически можно говорить, что проникновение лизинга в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса достигает уровня 40%.
— Сколько составляет доля лизинга в ВВП в текущем году?
— По текущим оценкам агентства Эксперт РА, в третьем квартале 2023 доля лизинга в ВВП составила 3,1%. По нашим оценкам, доля лизинга в ВВП по итогам полного года с учетом более высокой базы последнего квартала может составить более 2,5 % против 1,6 % в прошлом году.

— Какие механизмы необходимы для увеличения доли лизинга в ВВП?
— Дальнейшему росту доли лизинга активно помогает определенная переориентация экономики на Восток. Это требует дополнительных новых транспортных и инфраструктурных мощностей с точки зрения нашего сегмента. Логистика, связанная с Китаем, Индией, Азией требует больших расстояний и поэтому, в первую очередь, именно увеличение объема и размера перевозок и инфраструктуры требует большего количество транспорта, который, используя механизм лизинга, может позволить расти нашему рынку. Второе, это тренды, связанные с дальнейшим увеличением доли электронного документооборота и активной цифровизацией.
— Какие цифровые инструменты вы уже применяете в своей деятельности?
— Мы активно переходим на безбумажный электронный документооборот и цифровые сервисы. На текущий период времени в 90 % операций у нас хотя бы один из элементов работы с клиентами содержит электронный документооборот, запустили в этом году цифровую платформу, благодаря которой время от обращения клиента до заключения договора лизинга займет порядка 30 минут.
— Сколько составляет доля компании ВТБ Лизинг на рынке в России? Планируете ли наращивать? В каких сегментах?
— Исторически наша доля достаточно значимая, по результатам 9 месяцев мы входим в топ-3 компаний по объему нового бизнеса — это 278 миллиардов рублей без НДС. Значимо у нас прирастает сегмент автобизнеса. За 9 месяцев он удвоился до 161 миллиарда рублей с НДС.

— Какие результаты по объему нового бизнеса ожидаете по итогам года?
— По итогам года мы ожидаем, что наша позиция сохранится среди крупнейших лизинговых компаний РФ.
— В связи с повышением ключевой ставки рассматриваете ли возможность пересмотра финансовой политики компании?
— Ужесточение денежно-кредитной политики действительно влияет на российскую экономику. Мы движемся вслед за рынком, рыночными тенденциями и меняем наши финансовые условия.
При возрастающем размере ключевой ставки для того, чтобы финансовая нагрузка на наших клиентов по лизинговым инструментам была больше распределена, мы используем увеличение срока лизинга и снижение размеров авансов. С начала этого года на рынке лизинга активно предлагается срок по автолизингу в 7 лет, который позволяет клиенту распределить бремя ежемесячного платежа на более длительный период.
Второе — снижение размера аванса. По нашей статистике, в прошлом году в среднем размер аванса на рынке был 19-21 %, сейчас снижается до 7-8 % среди крупнейших компаний. И средний срок по заключенным договорам: если в позапрошлом году был порядка 40 месяцев, сейчас – 60 месяцев.
— Ранее вы сообщали о возросшей доле российских автомобилей в сегменте лизинга LCV. Какая картина в области легковых авто? На сколько выросла доля китайских авто?

— Рост по китайским автомобилям на отечественном рынке произошел в разы. Проникновение китайских брендов в грузовом сегменте составляет 60-65 %, в легковом сегменте — 49-50 % в зависимости от марки. Возросшие потребности бизнеса на сегодня действительно закрываются со стороны китайских брендов. Доля китайских авто во всех продажах компании составляет 53 % за 10 месяцев 2023 года, в прошлом году она составляла 23 % за аналогичный период прошлого год. Отдельно по доле легковых автомобилей из Китая в лизинге, то рост произошел в 4 раза.
— Какие китайские марки наиболее популярны в отрасли лизинга в России?
— По легковым автомобилям наиболее частые запросы по Changan, Omoda. Haval и Geеly. По грузовикам лидером среди марок является «Камаз», но активно растет спрос на китайские марки: Sitrak, Shacman, Faw, Foton и Dongfeng. С точки зрения размера рынка лизинга также сильно влияет цена автомобиля.
Если мы посмотрим, в прошлом году средняя цена лизинга по автотранспорту находилась около 2-3 миллионов рублей, сейчас, исходя из курсовой динамики, размера ключевой ставки, издержек по доставке, налогов и сборов, средняя стоимость предмета лизинга находится на уровне около 6-7 миллионов рублей.
— На автомобильный рынок РФ недавно начали выходить и иранские марки. Рассматриваете ли возможность начать передачу в лизинг таких авто?

— Мы внимательно смотрим за всеми новыми марками и производителями, которые выходят на рынок, но в первую очередь идем за спросом наших клиентов. Если у клиентов будет интерес к иранским маркам, конечно, мы с удовольствием предложим им наши финансовые инструменты работы с такими брендами.
— На текущий момент спрос на такие автомобили уже появился среди отечественных клиентов?
— На сегодня они еще только формируют такую базу. Объем поставок иранских автомобилей в 2024 году, по нашим оценкам, ожидается на уровне около 20 тысяч. Это такое тестовое использование и новые направления для российских потребителей.
— Сегодня все в ожидании первого российского электромобиля «Атом». Ведете ли переговоры с компанией по приобретению авто?
— Нам очень интересен этот проект, мы, безусловно, заинтересованы в его активном развитии и масштабировании, потому что и сам по себе сегмент электромобилей сейчас активно растет. Поэтому для себя воспринимаем проект очень перспективным и рассчитываем, что будем одним из значимых партнеров для этого бренда.
— Сколько сейчас составляет доля продаж электромобилей в России? Следует ли ожидать увеличения рынка таких машин?
— На текущий момент доля электромобилей в продажах в России несущественна, по итогам 2023 года она составит примерно 1 % от всех общего рынка, это 12-13 тысяч машин, что предполагает рост примерно в 4 раза по сравнению с 2022 годом. Росту продаж должно способствовать увеличение производства электротранспортных средств, развитие зарядной инфраструктуры, запуск новых проектов, снижение себестоимости и стоимости владения, импорт электрокаров, в том числе из Китая. Как следствие, доля продаж электромобилей на уровне 25 % в 2035 года представляется вполне вероятным.

— С какими агрегаторами такси и каршеринга у вас есть соглашения? Планируете ли расширить сотрудничество в этом направлении?
— Мы сотрудничает с партнерами Яндекс.Такси, планируем и рассчитываем профинансировать до 5 тысяч таких машин в 2024 году. Также мы активно работаем с каршеринговами компаниями и по запросу с их стороны всегда предлагаем решения для обновления их автопарков.
— Компания имеет большую долю лизинга в сегменте железнодорожного транспорта. Какие изменения произошли в этом года?
— Движение на Восток, увеличение потребности в перевозках формируют спрос на вагоны и провозные мощности. За 9 месяцев 2023 официально мы профинансировали 37 тысяч вагонов на 92 миллиарда рублей с НДС. Всего сейчас в нашем портфеле порядка 135 тысяч вагонов, и относительно всего 2022 года существенно не изменилось за счет активного оборота новых и погашения по срокам вагонов в лизинговом портфеле, при том что весь парк вагонов сейчас в России оценивается в 1,3 миллиона единиц.

— На сколько выросли цены на вагоны в текущем году? Ожидаете продолжения рост стоимости подвижного состава в 2024? Как это отразится на покупательской способности клиентов?
— Цены выросли почти в два раза год к году. Это связано с огромным спросом на перевозки и увеличение количества движения на транспортных коридорах. Все в моменте сформировало достаточно высокий спрос на стоимость вагонов и на потребность инструментов лизинга. Мы сейчас видим, что вся производственная программа основных заводов-производителей на 2024 год полностью законтрактована, что обозначает высокий интерес со стороны клиентов для формирования дополнительного, нового парка вагонов.
— Какие результаты в лизинге водного транспорта у компании по итогам года? Какие прогнозы на 2024 год?
— За 9 месяцев мы профинансировали предметы вводного лизинга на 24,7 миллиарда рублей с НДС. И, безусловно, для нас этот сегмент очень интересен, с учетом тех задач, которые поставило руководство страны перед группой ВТБ.
— Часть компаний говорили о нехватке кадров. В текущем году вы запустили программу «Карьера. Маршрут построен», в чем ее специфика? Кто может стать ее участников?
— Кадры решают все. Безусловно, подтверждаю, что для нас поиск персонала с учетом роста бизнеса – одна из приоритетных задач и в этом году, и в следующем. И это помимо поиска на рынке уже сформированных профессионалов или привлечения в команду сотрудников из других смежных отраслей. Кроме того, мы активно работаем со студентами, развиваются программы, которые помогают выпускникам или студентам применять теоретические знания на практике. В этом году мы запустили программу с выпускниками вузов 2021-2023 годов. Это не только выпускники, но и студенты по нескольким направлениям: разработка и IT-безопасность, продажи, маркетинг и так далее. Мы очень довольны тем откликом, который у нас был со стороны студентов.

— Хотите увеличить взаимодействие с российскими вузами в дальнейшем?
— Мы планируем очень активно расширять эту программу. Это вопрос не конкретного вуза, который мы для себя определяем, а нашей приверженности дальнейшему увеличению программы работы со студентами и выпускниками. Мы одновременно видим вклад и работу со стороны общественных организаций, ассоциации лизинговых компаний, национального лизингового союза для того, чтобы мы не только со своей стороны продвигали и предлагали специализацию и возможность работы, но и популяризировали лизинг-индустрию для молодых специалистов.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики на нашем Telegram канале

Читайте также