«Сокращение спроса на нефть до 50% звучит как вполне вероятный сценарий на среднесрочном горизонте. Менее вероятно заметное сокращение спроса на нефть со стороны других секторов — авиаперевозок, нефтехимии и прочих», — сказал аналитик.Ранее в этот же день МЭА представило ежегодный прогноз World Energy Outlook 2021. В нем агентство описало три сценария развития событий на международном рынке нефти. Согласно умеренному сценарию Stated Policies Scenario не все поставленные климатические цели будут достигнуты к 2050 году. В таком случае МЭА прогнозирует цены на нефть на уровне $60–90 за баррель. Кроме того, прогнозируется снижение спроса на этот ресурс в долгосрочной перспективе при любом сценарии декарбонизации экономик. Самый жесткий прогноз предполагает, что пик потребления черного золота в мире наступит после 2025 года.
Еще один сценарий учитывает существующие климатические политики (The Stated Policies Scenario, STEPS). Согласно ему, мировой спрос на нефть достигает пика в 104 млн б/с в 2030-х годах, а затем будет уменьшаться в последующие 20 лет. В этом случае стоимость одного барреля нефти составит от $60 до $90 за бочку.
Другой сценарий исходит из того, что все объявленные правительствами обязательства будут выполнены в срок (The Announced Pledges Scenario, APS). Согласно ему, максимальный спрос в 97 млн б/с будет достигнут уже во второй половине этого десятилетия. Цена барреля нефти к 2030 году составит $67, а к 2050-му — $64.По словам Бирюкова, очевидно, что тенденция на сокращение потребления нефти продолжится или даже ускорится в ближайшие годы, и дело не только в «государственных инициативах в области декарбонизации». Важную роль играет развитие технологий — к примеру, уже сейчас электротранспорт по многим параметрам превосходит транспорт с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), пояснил он.
В связи с этим более чем оправданы ожидания перехода значительной части транспортных парков на электротягу уже в ближайшие 5–10 лет, добавил он. По разным оценкам, до 70% добываемой нефти используется для производства бензина и дизеля.
Бирюков отметил, что такое «драматичное сокращение спроса» отразится и на ценах на нефть. Однако стоит понимать, что для производителей нефти сокращение спроса открывает возможности по снижению капитальных затрат — как в разведку, так и добычу этого ресурса. Меньше добычи — значит медленнее истощаются резервы, указал он.
«Кроме того, технологический прогресс и в этой области не стоит на месте — себестоимость добычи почти непрерывно падает, а значит, производители могут оставаться в рынке даже при заметно более низких ценах на нефть. При снижающемся спросе текущих примерно 50-летних запасов может хватить на значительно более длинный период. Кроме того, никто не отменял новую разведку и возвращение к добыче на зрелых месторождениях с использованием новых технологий добычи», — считает специалист.
В любом случае рынок, по словам аналитика, «нащупает баланс, катастрофы не произойдет». Однако не исключено, что отдельные периоды могут сопровождаться значительной волатильностью цен, спрогнозировал он.
1 октября Минфин обнародовал доклад «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов». В нем ведомство допустило многократное снижение мирового спроса на нефть к 2050 году, если страны заключат соглашения о декарбонизации. Согласно документу, если объявленные планы некоторых стран по достижении углеродной нейтральности к 2050 году (в Китае — к 2060-му) обретут законодательный статус и этому примеру последуют другие государства, спрос на черное золото упадет в четыре-шесть раз по сравнению с показателями 2019 года.
Иллюстрация к статье: