«Американцы всегда находят единственно верное решение после того, как перепробуют все остальные»

«Провал протекционистской политики США очевиден: за более чем 6 лет с момента ввода торговых ограничений в США снизились объемы промышленного производства, сократилась доля рабочей силы, занятой в промышленности, и значительно вырос торговый дефицит», – заметил Сечин. По его словам, в первой десятке крупнейших американских компаний по рыночной капитализации только Tesla сегодня имеет собственные предприятия в США, а такие титаны, как Boeing и Intel, находятся в глубоком кризисе: их рыночная стоимость за пять лет сократилась вдвое. Причина проста: сделав ставку на улучшение финансовых результатов за счет сокращения инвестиций в новые разработки, компании утратили свой высокотехнологичный статус и, соответственно, доверие инвесторов.

Американские власти пытались спасти ситуацию законами о снижении инфляции и о чипах и науке. «Однако, как принято в таких случаях говорить, поезд уже ушел!» – заметил глава «Роснефти».

Доллар как санкционный инструмент

По словам Игоря Сечина, проблемы сегодня испытывает и доллар США, который медленно, но верно теряет позиции в качестве международного платежного средства. Десятилетиями Вашингтон пытался любыми методами укрепить свое лидерство в торговле, включая давление с помощью Всемирной торговой организации (ВТО). Не сумев полностью подчинить ВТО своим интересам, он «без колебаний принимает односторонние меры, противоречащие нормам ВТО. Ярким примером такой политики являются импортные пошлины, регулярно вводимые Белым домом для защиты американского рынка», – сказал Сечин.

Докладчик напомнил, что понятие «нефтедоллар» появилось в 1974 году в результате соглашения между Саудовской Аравией и США. «Задокументировано непосредственное участие Центрального разведывательного управления США в усилиях по привлечению капитала из стран Персидского залива на американский финансовый рынок. А в 1978 году Саудовская Аравия буквально спасла доллар США от неминуемой девальвации, подтвердив свою приверженность привязке нефтяных цен к этой валюте», – отметил глава «Роснефти».

Намерение избранного президента Дональда Трампа защитить и укрепить позиции доллара противоречит сегодняшней политике Вашингтона, который запрещает его использование своими санкциями. Их число за последние 20 лет превысило 15 тысяч, причем наложение ограничений даже не требует доказательств вины, что противоречит базовым принципам международного права. По словам Сечина, «применение доллара в качестве санкционного инструмента – большая ошибка, так как торговля никогда не остановится. От нее зависит как энергобезопасность, так и жизнь в целом. Альтернативы всегда найдутся».

Ситуация, по мнению докладчика, идет на пользу национальным валютам, а главным конкурентом доллара становится золото, тысячелетиями используемое для расчетов. Только за последние три года его доля в мировых золотовалютных резервах выросла с 12% до 20%. Для снятия рисков с «американца» решение напрашивается само собой: надо прекратить применять доллар в качестве санкционной дубинки.

«Мы уверены, что осознание пагубности санкционной политики придет, и правильное решение будет принято разумными людьми, понимающими значение доллара как мировой и национальной валюты. Напомню цитату Уинстона Черчилля: «Американцы всегда находят единственно верное решение после того, как перепробуют все остальные», – заявил Игорь Сечин, напомнив, что доминирование США в мировой валютной системе, построенной на использовании фиатных денег, привело к череде долговых и финансовых кризисов и потерянным десятилетиям для нескольких десятков многих развивающихся стран. Причиной стали крупные заимствования развивающихся стран в долларах США и последующая девальвация национальных валют этих стран.

Решения принимались при участии, а зачастую и под давлением, западных экономистов и международных финансовых организаций, находящихся под контролем США, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд. По словам спикера, эти организации изначально ставили своей целью стабилизацию валютного рынка и борьбу с бедностью. «Однако затем в их стенах возник так называемый Вашингтонский консенсус, навязавший развивающимся странам западные неолиберальные фантазии».

Страшно большой госдолг

Еще одна серьезная перманентная неприятность для Америки – неконтролируемый рост ее госдолга. Гигантский пузырь ликвидности привел к перетоку богатства из реальной экономики в финансовый сектор. Сегодня стоимость американских финансовых активов в 6 раз превышает стоимость активов реальной экономики.

Эксперт рассказал о высоком проценте отстающих в развитии из-за коронавируса детей

«Только с марта 2020 года долг федерального бюджета США вырос больше, чем за предыдущие 200 лет, – рассказал Сечин. – В результате такой политики в прошлом году отношение госдолга США к ВВП вплотную приблизилось к 100%. Пока мы не наблюдаем никаких реальных шагов по ограничению этого роста».

Сегодня общая сумма госдолга США увеличивается на $1 трлн каждые 100 дней, а процентные платежи удваиваются каждые пять лет и уже превысили расходы на здравоохранение и оборону. Рост расходов на обслуживание госдолга вынудил Федеральную резервную систему резко снизить учетную ставку сразу на половину процентного пункта в сентябре этого года, несмотря на угрозу инфляции.

Одной из целей новой администрации США является сокращение дефицита бюджета до 3% ВВП с сегодняшних 6,3%. «Для этого необходимо сокращение госдолга, которого, по всей видимости, уже невозможно достичь с помощью рыночных механизмов. Очевидно, что США в очередной раз придется использовать силовые методы, такие как шантаж и прямые угрозы, в достижении своих экономических целей», – заметил Игорь Сечин.

Он напомнил слова Скотта Бессента, номинированного на пост министра финансов в новой администрации. Тот заявил недавно, что импортные пошлины являются инструментом переговоров, и что их совсем необязательно вводить в отношении тех стран, которые готовы пойти навстречу интересам США. «Таким образом, команда Трампа прямо заявляет, что лозунг «Сделать Америку снова великой» будет претворен в жизнь за счет остального мира. В частности, в конце ноября Дональд Трамп пообещал ввести 25%-ные пошлины на товары из Мексики и Канады и дополнительные 10%-е пошлины на товары из Китая», – рассуждает Сечин.

Наряду с Законом о снижении инфляции и Законом о чипах эти шаги являются частью политики США по принуждению производителей к переносу производства в страну.

Земли Украины в руках иностранцев

В своем выступлении на XVII Веронском Евразийском экономическом форуме Игорь Сечин затронул также вопрос перераспределения богатства развивающихся стран в пользу развитых. За последние 45 лет оно составило $16 трлн. В качестве примера докладчик привел так называемые «структурные реформы», которые проводятся на Украине под эгидой МВФ и Всемирного банка. По словам Сечина, финансовая помощь Киеву выделяется под залог стратегически значимых активов, в том числе, сельскохозяйственных угодий.

Руководитель «Роснефти» напомнил, что несколько лет назад, под жестким давлением контролируемых Западом международных организаций, Украина согласилась снять мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. По словам Игоря Сечина, украинские агропредприятия должны миллиарды долларов американским и европейским финансовым организациям. Уровень их задолженности настолько высок, что в случае дефолта их активы могут перейти в руки кредиторов.

«Очевидно, что, несмотря на неоднократные обещания, глобализация, проводимая США и их сателлитами, усугубила неравенство и не обеспечила стабильность. Еще Карл Маркс писал: «Где равенство, там нет выгоды», – подытожил Игорь Сечин.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также