Мосбиржа 30 минут не вела торги на рынке валюты и драгметаллов из-за очередной ошибки сервера.
«В 12:42 мск торги на валютном рынке и рынке драгоценных металлов приостановлены. Причины уточняются», — неожиданно сообщила в пятницу биржа, не уточнив длительность приостановки.
Чуть позже появилось сообщение о том, что «торги на валютном рынке и рынке драгоценных металлов возобновятся в 13:10 мск. Торговая система доступна для снятия ранее выставленных заявок c 12:55 мск».
Как позже заявил представитель Мосбиржи, «причиной приостановки торгов стала аппаратная ошибка основного сервера торговой системы валютного рынка». «Произведено оперативно переключение на резервный сервер. Торговая система была недоступна 13 минут», — уточнил он.
Приостановки торгов на Московской бирже стали традиционными в последние 3 года, есть и рекорды, когда все торги прекращались примерно на час. Биржа изредка лишь объясняет причины сбоев, но никогда не называет размер ущерба.
«Ведомости» узнали, сколько выплатила Мосбиржа компенсаций трейдерам после жалоб в ЦБ.
Один из крупных сбоев на Мосбирже произошел 21 сентября 2015 г. на срочном рынке и вызвал много споров.
Трейдеры жаловались на «перевернутый» биржевой стакан: они утверждали, что заявки на продажу и покупку активов были перепутаны местами, в результате чего сделки совершались по некорректным ценам.
Мосбиржа все опровергала.
Тогда пять жалоб брокеров на биржу поступили в ЦБ с требованием возврата средств.
Некоторым удалось вернуть потерянные деньги, рассказали двое топ-менеджеров брокерских компаний: человек, который слышал это от сотрудника биржи, и человек, близкий к «Финаму». Компенсации получили физические лица – крупные клиенты «Финама».
Речь о нескольких миллионах рублей, указывает один из них. Каждый получил по 300–400 тыс. руб., а все выплаты составили чуть больше 1 млн руб.
«Биржа принципиально деньги никогда напрямую не компенсирует, чтобы не создавать прецедента», – рассказывает топ-менеджер брокерской компании.
Но есть другая практика: брокер сам компенсирует клиенту потери из-за технического сбоя, а биржа возвращает их брокеру через различные маркетинговые мероприятия: договоры на проведение конференции или семинара или размещение рекламы на сайте брокера.
Такие случаи не афишируются. «Но когда биржа понимает свою вину, то идет навстречу такими окольными путями», – рассказывает топ-менеджер брокерской компании.
О том, что биржа уже не первый раз возвращает потерянные из-за сбоя деньги, слышал топ-менеджер другого брокера.
«Открытие брокер» также обращался за возмещением средств клиентов, но этого не произошло, говорит гендиректор компании Юрий Минцев. «У нас было около 20 обращений трейдеров на общую сумму менее 1 млн руб. В договоре между брокером и биржей, так же как и в договоре между брокером и его клиентами, всегда есть оговорка, что за технические сбои никто не несет ответственности. Я не слышал о том, чтобы биржа возмещала брокерам средства через проведение каких-то мероприятий. Мы проводим совместные мероприятия и расходы несем вместе», – заявил он.
Иллюстрация к статье: