Банк России представил основные параметры реформы лицензирования, которая может занять пять-семь лет. В частности, по ее итогам участники финансового рынка смогут оказывать иные виды услуг. Например, НПФ смогут продавать услуги санаториев, оказывать ритуальные и медицинские услуги, а нефинансовые игроки — открывать электронные кошельки для малого и среднего бизнеса и оказывать услуги по приему платежей без участия банков-посредников.В настоящее время услуги по переводу платежей могут оказывать лишь банки и небанковские кредитные организации, однако в будущем такие услуги сможет предоставлять ряд других участников финансового рынка: негосударственные пенсионные фонды (НПФ), микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие и иные компании. С предложениями предоставить им такое право выступил ЦБ России в докладе для общественных консультаций «Совмещение видов деятельности на финансовом рынке» .
По мнению ЦБ, это «позволит усилить конкуренцию … за счет предоставления клиентам комплексного сервиса, включающего платежные услуги». А также сократить издержки: компании, работая по новым правилам, не будут вынуждены создавать отдельные юридические лица, необходимые для совмещения видов деятельности.
Помимо переводов некредитным организациям может быть предоставлено право приема карточных и онлайн-платежей, открытия электронных кошельков для малого и среднего бизнеса и переводов между ними.Эти услуги они смогут выполнять без участия банка — получив при этом специальный статус института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). Кроме того, страховщики, НПФ и МФО смогут оказывать услуги по инвестконсультированию, следует из доклада ЦБ РФ. Кредитные организации, в свою очередь, а также страховщики, НПФ, МФО и профессиональные участники рынка ценных бумаг смогут управлять паевыми инвестиционными фондами. Регулятор также намерен разрешить НПФ, УК и страховщикам осуществление агентской и иной нефинансовой деятельности. «НПФ отмечают, что невозможность осуществления агентской деятельности по продаже иных услуг (например, услуг санаториев) приводит к увеличению относительных издержек НПФ на формирование собственных каналов цифрового взаимодействия с клиентами»,— отмечает в докладе ЦБ.
Совмещение лицензий на предоставление новых услуг потребует и соблюдения требований, которые характерны для организаций, осуществляющих такие услуги. В частности, это требования по ПОД/ФТ, минимальной стоимости чистых активов и др.«Расширение возможностей по совмещению видов деятельности может упростить формирование новых системно значимых финансовых организаций и выход на финансовый рынок системно значимых технологических компаний, потенциальная потеря финансовой устойчивости которых способна привести к риску потери финансовой стабильности (эффект «too big to fail»)»,— говорится в докладе ЦБ.
Стремительное развитие цифровизации финансового рынка, а также все большее объединение различных финансовых и нефинансовых компаний вокруг банков, формирование различных маркетплейсов и экосистем и т. п. — все эти процессы приводят к тому, что разные финансовые (да и нефинансовые тоже) услуги люди начинают приобретать через единые приложения, говорит управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. По его словам, пенсионные накопительные программы также близки и могут хорошо сочетаться с различными страховыми продуктами и т. п. «При этом особенности регулирования различных сегментов, сложившееся разделение лицензий на отдельно банковскую, страховые (отдельно по разным видам страхования), на управление активами, лицензии НПФ и др., различные регулятивные требования, разная отчетность и так далее приводят к тому, что этими видами деятельности должны заниматься отдельные организации»,— указывает он.
Помимо позитивных моментов — экономии на масштабе за счет укрупнения организаций, на подготовке различных форм отчетности и др.,— указанные изменения могут повлечь за собой и определенные риски. «Если мы представим, что, в пределе, все виды финансовой деятельности будут объединены в рамках одной «суперлицензии», то есть будут предоставляться одной компанией, такая компания станет «too big to fail» — кросс-секторальные риски от возможных проблем такой «суперкомпании» станут запретительными для всего финансового сектора»,— говорит Алексей Янин.
Процесс возможного объединения лицензий должен носить очень поступательный, выборочный характер и осуществляться только после детального анализа всех возможных рисков и последствий, считают участники рынка. Переход к новым правилам не будет одномоментным, заверил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его оценке, реформа может растянуться на пять-семь лет, при этом только на подготовку правовой базы потребуется два года, а на подготовку бизнес-процессов участников рынка — три.
Иллюстрация к статье: