Автосалоны, не дожидаясь наступления Нового года, принялись переписывать ценники на автомобили. На сегодняшний день это уже коснулось представителей 24 компаний-производителей авто. Подорожание составило от десятых долей до 25 процентов. При этом наблюдается ажиотажный спрос на авто. Покупатели выстраиваются в очереди даже за теми моделями, которые ранее вообще не пользовались спросом.
Наиболее популярный вопрос в столичных автосалонах сегодня: «Что есть в наличии?». Чаще всего он звучит там, где продают автомобили бизнес- и премиум класса. Окончательно разуверившиеся в светлом будущем национальной валюты жители Москвы и Подмосковья пытаются хоть как-то сохранить сбережения. Те, кому не хватает денег приобрести недвижимое имущество, обращают свои взоры в сторону имущества движимого.
То, что происходит сегодня на рынке похоже на панику. Люди, будто уже не слышат голос разума, который аргументировано и доступно говорит о том, что покупка автомобиля и тем более нового, это далеко не самое блестящее вложение средств. Достаточно вспомнить, что после того, как машина выезжает за ворота дилерского центра, она теряет 15 – 20 процентов от начальной стоимости. Плюс никуда не деться от эксплуатационных расходов, среди которых на особом месте стоит страхование транспортного средства. Все это в сумме составляет десятки, а в некоторых случаях и сотни тысяч рублей.
Тем не менее, машин дороже полутора миллионов в салонах дилеров практически не осталось. Из общения с менеджерами удалось выяснить, что первыми из продажи исчезли наиболее ликвидные для нашего рынка внедорожники всех мастей, за ними последовали горячо любимые соотечественниками седаны. При этом покупатели стремятся взять то, что есть в наличии. Заказы на будущий год практически никто оформлять не рискует, что в принципе объяснимо – ни один дилер не возьмет сейчас на себя риск зафиксировать в договоре с клиентом цену на 2015 год. Объяснение всему этому может быть только одно – люди уверены, что рубль ослабеет сильнее, чем подешевеет за то же время купленный автомобиль.
Что ж, оснований для таких настроений предостаточно. Очень удачно подлили масла в огонь сами производители. Не дожидаясь Нового года, они пересмотрели ценники на продаваемые в нашей стране модели. На середину декабря об этом уже заявили 24 компании. Где-то подорожание измерялось десятыми долями процента, а где-то ценники выросли на четверть. Причем, во всех дилерских центрах как мантру повторяют, что в 2015 году цены вырастут еще сильнее, процентов так на 30. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы те, кто планировал покупать машину через год или даже через два, ринулись в шоу-румы избавляться от рублей уже сейчас.
Будет ли их приобретение удачным или нет – это еще вопрос. А вот что касается дилеров и автопроизводителей, то вполне очевидно, что последние два месяца уходящего года они могут записать себе в актив. Как следует из данных агентства «Автостат», наибольший рост цен наблюдался в последнее время у Opel, Chevrolet, Great Wall, Mercedes-Benz и, как это ни странно, УАЗа. Opel переписал ценники на весь модельный ряд. Минимальное подорожание составило 4,9 процента, максимальное – 27,5 процента. Этот антирекорд поставил универсал Opel Astra Sports Tourer, стоимость которого теперь только начинается с отметки 864 тысячи рублей. У Chevrolet подорожание коснулось 5 моделей (прибавка составила от 8 до 15 процентов). Mercedes-Benz как и Opel переписал ценники на все представленные на российском рынке модели, правда, продемонстрировал большую скромность (подорожание составило от 2,3 до 10,8 процента). Если с зарубежными брендами все более-менее понятно, то ответить на вопрос, почему на 18 – 25 процентов подорожала продукция отечественного УАЗа гораздо сложнее. Одни эксперты говорят о том, что все дело в политике компании, которая понимает, что в сложившихся условиях повышение цены никак не отразится на конкурентоспособности ее продукции, другие связывают подорожание с тем, что с течением времени доля импортных компонентов в конструкции ульяновских внедорожников достигла такого уровня, что УАЗ уже не может игнорировать колебания курса национальной валюты.
Как следует из данных «Автостата», на 4 – 9 процента подорожали некоторые модели Honda, на 3,5 – 9 процента некоторые внедорожники Jeep. Peugeot и Ford повысили цены на весь свой модельный ряд (на 1,5 – 5,5 и 0,7 – 2,4 процента соответственно).
Самыми скромными аппетитами в декабре отметились Kia, Citroen и Renault. У всех трех компаний подорожали все без исключения модели, но на умеренные 0,4 – 2,4; 1,2 – 3,8 и 0,4 – 1,3 процента соответственно. Впрочем, «умеренность» Renault неискренняя. В текущем году компания переписывает ценники уже в третий раз.
Если говорить о ситуации на автомобильном рынке в целом, то может показаться, что прекращение многомесячного снижения продаж – это благо. Более того, резкая активизация спроса со стороны населения по отношению к транспортным средствам в ноябре и декабре позволит во многом нивелировать потери остальных месяцев. Выйти в плюс по итогам года все равно не получится, но итоговые цифры падения продаж по сравнению с 2013 годом будут минимальными. Другое дело, что оживление носит искусственный, спекулятивный характер. И после того, как все кто мог и хотел купить машину сейчас, что ждет рынок в 2015 году? Массовое закрытие автосалонов на фоне отсутствующего спроса?
Иллюстрация к статье: