Критерии определения ликвидности обеспечения и требования к нему должны быть четко прописаны в нормативных актах Банка России для предотвращения создания банками видимости ликвидного залога, считают участники публичного обсуждения мартовского консультативного доклада ЦБ «О совершенствовании регулирования залогового обеспечения». Итоги публичного обсуждения опубликованы на сайте регулятора.
Предложения ЦБ по изменению правил формирования резервов на возможные потери, в частности деление обеспечения на три категории качества, вызвали неоднозначную реакцию респондентов.
Участники дискуссии опасаются, что новое регулирование может негативно сказаться на практике кредитования и привести к дополнительной нагрузке на капитал. Банк России считает, что предлагаемый в докладе подход в достаточной степени обоснован, при этом отдельные замечания банковского сообщества были учтены регулятором в ходе публичного обсуждения изменений в положение № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» в мае текущего года.
При обсуждении вопроса расширения надзорного инструментария ЦБ и конструкции запрета на изменение и прекращение договоров об обеспечении участники рынка отметили, что данная мера может быть эффективной лишь при наличии прозрачных и бесспорных критериев для применения этой меры воздействия. В свою очередь Банк России намерен применять эту меру только к кредитным организациям, в чьей деятельности будет выявлена угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Кроме того, запрет не планируется делать абсолютным: под него не попадут случаи прекращения залога надлежащим исполнением основного обязательства в той форме, которая предусмотрена договором.
При обсуждении доклада участникам рынка также предлагалось оценить различные модели раскрытия информации о применяемых Центробанком мерах. Большинство респондентов согласились с точкой зрения, что раскрываться должны только наиболее серьезные меры. При этом часть банков выступают за сохранение конфиденциальности такой информации и, соответственно, публикацию сведений о вводимых мерах в агрегированной форме, без указания на конкретные банки.
В ЦБ поясняют, что представленная в докладе концепция подразумевает указание наименований банков только при раскрытии информации о запретах и ограничениях на осуществление отдельных операций, при этом не публикуется информация, критичная для стабильности финансового рынка. В настоящее время информация о введении запрета (ограничения) на осуществление отдельных операций достаточно быстро становится известна ограниченному (связанному с менеджментом и собственниками банка) кругу лиц, и это приводит к дисбалансу в информированности участников рынка и клиентов о ситуации в банке. Закрепление за регулятором права официально публиковать информацию о наиболее серьезных мерах (в первую очередь запретах на те или иные банковские операции), вводимых в отношении банков, даст возможность клиентам принимать взвешенные решения, обладая всей полнотой информации, считает Банк России.
Ряд банков поддержали идею предусмотреть в Уголовном кодексе ответственность за совершение банковских операций в нарушение введенного регулятором запрета или ограничения. Отдельные кредитные организации высказались за введение жестких административных мер и дисквалификации менеджмента банков и не поддержали введение уголовной ответственности. Кроме того, участники рынка предложили рассмотреть возможность дифференциации вида ответственности (административная или уголовная). По мнению Банка России, установление уголовной ответственности за нарушение вводимых мер призвано, помимо прочего, исполнять превентивную функцию в отношении недобросовестных собственников и менеджмента, ограничивая предпосылки совершения противоправных деяний.
В дополнение к предложенным Центробанком инициативам участники рынка считают важным развитие инструментов «проактивного» надзора и вмешательство надзорного органа на ранней стадии, чтобы не допустить нанесения ущерба кредиторам и вкладчикам финансово неустойчивых кредитных организаций.
Предложения банковского сообщества будут приняты во внимание при доработке концепции регулятивных инициатив, а также подготовке предложений по совершенствованию законодательства и нормативных актов Банка России, обещает регулятор.
Иллюстрация к статье: