Разбираемся, как работает система управления бизнес-процессами.
Бизнес-процесс — это устоявшаяся цепочка действий сотрудников, которые они совершают, чтобы получить определенный результат, несущий пользу для клиента, компании или ее штата: например, товар, услугу, документацию.
Пример такого процесса — интернет-заказ товара. Цепочка действий при этом стандартная: заказ обрабатывается, поступает на склад, собирается и передается в доставку. Клиент получает результат — заказанный товар. Или внутренний бизнес-процесс — организация обучения сотрудников.
Это не просто деление процесса на отдельные действия, а совокупность всех действий от начала до конца, которые необходимы, чтобы получить результат. Часто это включает одновременную или последовательную работу нескольких подразделений.
Классификация
Есть три вида процессов:
Основные — работа с клиентами и получение прибыли.
Поддерживающие — такие процессы деньги не приносят, а, наоборот, расходуют, но при этом обеспечивают работу основных процессов. Сюда относится деятельность внутренних служб: поиск персонала, хозяйственное обеспечение и т.д.
Управленческие — все, что касается развития компании, разработки стратегии, целей.
Business Process Management
BPM по сути занимается регулированием взаимодействия подразделений компании, чтобы бизнес-процессы происходили качественно, быстро и без лишних затрат, а клиент получал результат в лучшем виде.
Она не обязывает компании пользоваться готовыми IT-решениями, но в условиях постоянных изменений в мире гораздо проще и эффективнее заказать систему управления для бизнеса, чем организовывать ее самостоятельно.
BPM-системы строят модели бизнес-процессов и регулируют их исполнение, задавая роли каждому участнику, а также оценивают качество выполненной работы и вносят необходимые изменения. Процесс становится прозрачным и автоматизированным.
Как работает BPM-система
Действия системы цикличны и делятся на четыре этапа:
Моделирование. Происходит в графическом редакторе, который представляет бизнес-процессы в виде диаграмм, блок-схем, модулей.
Реализация. Система направляет задачи сотрудникам, и они выполняют работу.
Анализ. Далее BPM следит за исполнением задач, составляет отчетность и выявляет проблемы.
Оптимизация. На основе анализа система меняет модели быстро, не прерывая рабочего процесса.
С каждым новым циклом компания работает эффективнее, а сотрудники видят, как их труд влияет на достижение результата.
Таким образом, автоматизация бизнес-процессов приносит компаниям существенную выгоду. Справиться с этим быстро, гибко и с индивидуальной подстройкой под потребности поможет BPM-система на low-code конструкторе, которую можно как разработать с нуля, так и интегрировать в уже имеющуюся.
Иллюстрация к статье: