Банкротства банков в России, вероятнее всего, продолжатся во второй половине 2015 г. и в 2016 г., поскольку ситуация в экономике остается достаточно сложной, а Центральный банк Российской Федерации продолжает расчистку сектора. Негативное влияние на российские банки по-прежнему оказывают углубляющаяся рецессия, высокие расходы на фондирование и ограниченный доступ к международным рынкам капитала.
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s полагает, что банковский сектор остается уязвимым, поскольку российские банки по-прежнему испытывают значительное давление на показатели качества активов, прибыльности и капитализации. Скорее всего, будет увеличиваться количество сделок по слияниям и поглощениям как среди небольших, так и среди более крупных банков, которые ищут новые механизмы, позволяющие им сохранить рыночную долю, повысить капитализацию и эффективность в текущих неблагоприятных операционных условиях.
Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) по-прежнему будут широко использовать механизмы финансового оздоровления проблемных банков — главным образом путем предоставления фондирования более сильным банкам для приобретения проблемных финансовых организаций и их дальнейшего оздоровления. В связи с этим объем государственной поддержки, используемой в целях финансового оздоровления (с начала применения этого механизма в конце 2008 г.), может достичь 1 трлн руб. до конца 2015 г.
Резюме
• Standard & Poor’s ожидает, что в 2015-2016 гг. механизм финансового оздоровления проблемных банков в России будет использоваться в значительно большей степени, чем в предыдущие годы, вследствие недавнего роста числа и масштаба банкротств российских финансовых организаций.
• Общий объем средств, предоставленных АСВ российским банкам в целях финансового оздоровления, достигнет 1 трлн руб. к концу 2015 г. (по состоянию на 1 июля 2015 г. эти средства составляли 822 млрд руб.).
• Несмотря на прирост капитала в краткосрочной перспективе, банки-санаторы, оказывающие помощь проблемным финансовым организациям, обычно испытывают давление на кредитоспособность, и, как следствие, это негативно влияет на их кредитные рейтинги. Мы пока не понизили рейтинги банков-санаторов в связи с их участием в процессе финансового оздоровления, однако пересмотрели прогнозы по рейтингам нескольких таких банков на «негативные» или поместили их в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре»).
• Давление становится особенно сильным, если объем активов проблемного банка оценивается как значительный по сравнению с балансом банка-санатора и если такой банк-санатор не может провести достаточно полный анализ due diligence, прежде чем начнет процесс финансового оздоровления.
Несмотря на то что в краткосрочной перспективе банки-санаторы получают очевидную выгоду от финансового оздоровления (прежде всего прибыль от получения государственного финансирования по ставкам ниже рыночных), Standard & Poor’s отмечает ряд существенных рисков.
Риски
Наибольший риск связан с тем, что у банков-санаторов, как правило, очень немного времени (до начала участия в процессе финансового оздоровления), для того чтобы проанализировать реальное финансовое положение проблемных банков и их активов. Это в свою очередь создает риск занижения (и, может быть, значительного) оценки «скрытых» проблем, связанных с балансами проблемных банков.
Этот фактор уже обусловил пересмотр прогнозов по рейтингам нескольких банков-санаторов на «негативный» или помещение их рейтингов в список CreditWatch.
Риски участия в процессе финансового оздоровления могут в конечном счете перевесить выгоды и привести к понижению рейтингов банков-санаторов.
Эффективность процедур финансового оздоровления
Используемый в России механизм финансового оздоровления обеспечивает ряд преимуществ в краткосрочной перспективе как для банков-санаторов, получающих прирост капитала вследствие доступа к дешевому финансированию, так и для регулирующих органов, которые обеспечивают сохранение доверия участников рынка к банковскому сектору. Однако применение этого механизма сопряжено с целым рядом рисков, связанных с его недостаточной прозрачностью и тем фактом, что он используется сравнительно недавно, в связи с чем сложно оценить его эффективность в долгосрочной перспективе.
Российский регулятор впервые использовал механизм финансового оздоровления в период финансового кризиса 2008-2009 гг. Этот механизм предполагает передачу проблемного банка под управление АСВ, если регулятор принимает решение о целесообразности продолжения его деятельности. На следующем этапе АСВ находит инвестора (чаще всего другую финансовую организацию) для восстановления деятельности и платежеспособности банка. Кроме того, АСВ предоставляет инвестору и проблемному банку средства для финансового оздоровления.
Такие операции могут проходить в различных формах, но обычно АСВ предоставляет банку-санатору и банку, которому оказывается помощь в рамках процедуры финансового оздоровления, средства в форме долгосрочных кредитов по ставкам ниже среднерыночных, что позволяет отразить в отчетности прибыль от получения финансирования на льготных условиях и, таким образом, увеличить капитал 1-го уровня.
Российский регулятор в большинстве случаев поручал проведение процедур финансового оздоровления участникам рынка, имеющим отраслевые знания и опыт, причем в каждом конкретном случае предусматривалась разработка планов финансового оздоровления, что обеспечивало повышение ответственности банков-санаторов. В отличие от России в некоторых других странах с развивающейся рыночной экономикой (в частности, в Нигерии и Казахстане) управление проблемными активами осуществлялось государственными структурами.
В результате процесс урегулирования проблемных кредитов в этих странах оказался очень длительным и характеризовался недостаточной прозрачностью и неопределенными перспективами в отношении восстановления активов. Стремясь ускорить этот процесс, правительство Казахстана недавно приняло решение о выходе из капитала банков, которым оказало помощь после финансового кризиса 2008 г., и передаче управления проблемными активами частным инвесторам.
За шесть лет, в течение которых проблемные банки находились под контролем государства, успехи в восстановлении проблемных активов были незначительными, и объем проблемных кредитов, накопленных в период кризиса, даже увеличивался, поскольку банки продолжали признавать проблемными новые кредиты, выданные в период кризиса.
Несмотря на успешное завершение процедур санации нескольких российских банков после 2008 г., ряд санаций крупных банков, начавшихся в течение последних несколько лет, все еще далеки от завершения, поэтому их результаты еще предстоит оценить.
Преимущества финансового оздоровления
На первый взгляд, участие в процессе финансового оздоровления представляется привлекательным для инвесторов, поскольку позволяет им получить значительный объем активов с использованием государственных средств, а также ряд других преимуществ.
Первым из таких преимуществ является прирост капитала. Самый крупный кредит, полученный инвестором от АСВ после 2008 г., составляет 295 млрд руб. ($9,2 млрд по состоянию на 30 сентября 2011 г. — даты выдачи кредита). Он был выделен на оздоровление ОАО «Банк Москвы» и позволил инвестору — Банку ВТБ (ПАО; здесь и далее приводятся текущие названия банков) — не только отразить прирост капитала в размере 152 млрд руб. в 2011 г., когда он получил кредит, но и получить прирост капитала в размере 100 млрд руб. в 2014 г., когда срок погашения кредита был продлен на пять лет.
В 2014 г. четыре банка-санатора (Банк ВТБ, АО «Альфа-банк», АО «СМП Банк» и ПАО «БИНБАНК») и соответствующие санируемые банки отразили в отчетности прирост капитала общим объемом около 118 млрд руб. Они признают дополнительный прирост капитала и в 2015 г., когда банки-санаторы получат операционный контроль над санируемыми банками и их консолидированная отчетность отразит весь объем прибыли от получения дешевого фондирования от АСВ.
Кроме того, общая сумма отраженной в отчетности прибыли пока не включает второй по величине случай финансового оздоровления после 2008 г. — санацию ОАО «Открытие Холдинг» розничного банка «НБ ТРАСТ» (ОАО) в 2014 г., на которую АСВ уже предоставило кредит в размере 129 млрд руб. «НБ ТРАСТ».
Участие в процедуре финансового оздоровления обусловило значительное увеличение базы активов банков-санаторов, после того как этот механизм был введен в действие АСВ в 2008 г. Активы санируемых банков варьировались от 5,6% до 50,9% собственных активов инвесторов в период с 2011 г. до конца первого полугодия 2015 г., эта доля существенно возросла в 2014 г. и продолжает увеличиваться.
Наиболее значительный объем проблемных активов по сравнению с собственными активами получил «БИНБАНК» после приобретения ЗАО МКБ «Москомприватбанк» в 2014 г. (в настоящее время — АО «БИНБАНК кредитные карты») и пяти банков, входящих в структуру банковской группы «РОСТ». В случае успешной интеграции активы приобретенных банков могут обусловить укрепление рыночных позиций банков-санаторов в некоторых регионах и сегментах бизнеса.
Потенциальные риски могут перевесить преимущества
Риски, которым подвергаются банки-санаторы в связи с интеграцией активов санируемых банков, могут быть очень высокими и в конечном итоге перевесить соответствующие выгоды, оказав таким образом негативное влияние на кредитоспособность банков-санаторов. Кроме того, учитывая краткосрочный характер получаемых преимуществ, участие инвесторов в таких сделках зачастую может носить оппортунистический характер и рассматриваться как достаточно недальновидное решение.
Основные риски обусловлены тем, что у инвесторов, приобретающих проблемный банк, обычно есть лишь очень немного времени для проведения первичного анализа due diligence соответствующего банка. Поэтому процесс финансового оздоровления, который начинают инвесторы, как правило, характеризуется высоким уровнем неопределенности, которая впоследствии может обусловить значительные дополнительные расходы.
Недостаток времени на проведение надлежащего анализа due diligence в отношении санируемых банков затрудняет оценку реального масштаба их проблем, особенно в тех случаях, когда предыдущее руководство приняло меры для их сокрытия. Как следствие, после того как банки-санаторы уже приступят к выполнению своих обязанностей, могут возникнуть дополнительные проблемы в отношении качества активов. В 2014 г. у ряда инвесторов возникли вопросы в связи с заниженной оценкой проблемных активов в восстанавливаемых банках.
В некоторых случаях АСВ согласилось предоставить дополнительные средства или продлить срок уже предоставленных средств для решения возникших проблем с качеством активов.
Финансовое оздоровление может обусловить возникновение высоких интеграционных и операционных рисков. Объединение даже достаточно сильных банков требует значительных управленческих усилий для обеспечения того, чтобы разные части группы дополнили друг друга и консолидация финансовых организаций привела к укреплению рыночной позиции объединенного банка и его способности устойчиво генерировать прибыль. Влияние на кредитный рейтинг банков-санаторов, как правило, негативное.
Иллюстрация к статье: