Падение нефтяных цен и неблагоприятные экономические факторы значительно осложняют работу над бюджетом России на ближайшие годы. В принципе, выбора у правительства практически нет, так как без сокращения расходов можно остаться без финансовых резервов.
Основные расходы российского бюджета традиционно связаны с проблемной пенсионной системой и социальными выплатами. Пенсионные и социальные выплаты приходится постоянно индексировать, и если экономические условия не позволяют одновременно увеличивать доходы бюджета, то подобную индексацию приходится оплачивать из резервных фондов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев вынужден был признать, что порядок индексации придется изменить. На встрече с представителями партии «Единая Россия» он отметил, что в 2016-2018 гг. соцвыплаты будут менять в зависимости от возможностей бюджета.
«Есть целый ряд очень чувствительных тем, включая тему индексации социальных выплат в период c 2016 по 2018 гг., и вот нам тоже нужно очень внимательно к этому вопросу отнестись исходя из наших финансовых возможностей», — сказал Медведев.
Позже премьер добавил, что пенсионное законодательство будет изменено в части старения населения.
Снижение социальных выплат
Сэкономить в 2016-2018 гг. предполагается за счет снижения бюджетных расходов на медицинскую помощь.
Судя по всему, будут не только уточнен и, видимо, сокращен перечень услуг, входящих в список бесплатных, но также продолжится оптимизация других расходов в этой сфере.
В общем объеме расходов на здравоохранение большая доля относится к расходам на персонал. Именно в этой части Минфин предлагает проводить изменения. Но зарплаты снижаться не должны, поскольку майские указы президента предполагают рост реальной зарплаты врачей, поэтому продолжатся сокращения.
Согласно документу «Основные направления бюджетной политики на 2016-2018 годы» номинальные расходы на здравоохранение ежегодно будут расти не более чем на 2,1%, то есть в реальном выражении показатель должен упасть на 9%.
Сокращение расходов по пенсионным выплатам
Очевидно, что расходы бюджета будут сокращаться, но полностью отказываться от индексации не планируется.
Сложная экономическая ситуация привела к падению реальных доходов населения и соответственно отчислений в Пенсионный фонд.
Так, например, на 2015 г. рост доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера составляет 1,7%, тогда как размер пенсий был проиндексирован на 11,4%, что близко к уровню инфляции в 2014 г. В 2016 г. рост заработных плат будет минимальным.
В данном случае все равно приходится использовать индексацию пенсий с учетом инфляции, так как это закреплено в законодательстве. Если принцип индексации с учетом инфляции будет отменен, тогда потребуют другие изменения в пенсионные законы.
Социальный блок правительства настаивает на полной индексации пенсий, учитывая новые прогнозы по инфляции, то есть на 11,9% и 8,4% в 2016 и 2017-2018 гг. соответственно.
При таких параметрах расходы бюджета вырастут сразу на 3,1 трлн руб. Если же следовать предложениям Минфина и индексировать на основании закона о бюджете на 2015-2017 гг. (то есть на 5,5% в 2016 г., на 4,5% в 2017 г.), то дополнительные расходы составят 2,1 трлн руб. Любопытно, что для индексации в 2018 г. предлагает взять целевой уровень инфляции равным 4%.
В том случае если индексация все же произойдет в полном объеме, все остальные расходы должны быть сильно сокращены. В 2016 г. такое сокращение составит 7,6%, в 2017 г. – 13,7%, а в 2018 г. – сразу 19,7%.
Еще одним предложением, способным улучшить баланс бюджета Пенсионного фонда, является предложение о повышении пенсионного возраста. Учитывая то, что об этом говорят все чаще, эта мера будет реализована рано или поздно.
Сейчас основным предложением является повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет. Оно будет постепенным, но не ясно, когда начнется.
Кроме того, рассматривается вопрос об отмене пенсий для работающих пенсионеров, если их доходы превышают определенный размер.
Последствия для бюджета
Даже при самом консервативном сценарии и максимальном снижении индексации бюджет все равно будет дефицитным. По оценкам России необходимо будет занимать до 1,5 трлн руб.
Более того, использование резервного фонда полностью не решит проблем. Впрочем, уже в 2018 г. предполагает вернуться к пополнению фонда.
С другой стороны, Минфин всегда настроен очень скептично и предпочитает готовиться к худшему. Эксперты отмечают, что при сохранении текущих цен на нефть уже к 2016 г. возможен бездефицитный бюджет при сохранении курса рубля относительно доллара на стабильном уровне.
Бюджет все еще сильно зависит от экспорт энергоносителей, нефтегазовые доходы занимают все еще большую долю. Поэтому, при идеальном сценарии, вместе с их снижением должны изменяться и расходы, а в России на протяжении длительного периода индексация была связана исключительно с уровнем инфляции.
Поэтому, даже если удастся более-менее сбалансировать бюджет, важно придерживаться принципа обеспечения расходов текущими доходами. В ином случае нас ждет несбалансированный бюджет, рост госдолга и полное истощение резервов.
Иллюстрация к статье: