«Сбербанк» запланировал революцию в области кредитования. В наступающем году ответственность за отбор заемщиков будет переложена на искусственный интеллект. Представители малого бизнеса уже успели оценить нововведение. Теперь через – за физическими лицами. Таким образом, реальная помощь в получении кредита будет сводиться к разработке стратегии взаимодействия с роботами. Человеческий фактор планируется минимизировать постепенно.
Как будет внедряться искусственный интеллект в кредитование
Следующей категорией заемщиков, которую будет оценивать искусственный интеллект, станет крупный бизнес. Реализация этого этапа займет три года. При этом за VIP-клиентами сохранится привилегия личного общения с кредитными менеджерами. Также «Сбербанк» пока не готов поручить роботам оценку крупных инвестиционных проектов.
Однако и безграничных полномочий пока искусственный интеллект не получит. Эксперты намерены регулярно отслеживать эффективность его работы для выявления возможных ошибок и неточностей. На основе этого будут совершенствоваться алгоритмы, соответственно, качество анализа планируется повышать беспрерывно.
Целесообразна ли автоматизация?
Как и любое нововведение, инициатива «Сбербанка» получила неоднозначные отзывы. В первую очередь недовольство касается ликвидация рабочих мест и сопутствующий рост безработицы. Прогнозируется, что за следующую пятилетку суммарный штат всех банков страны сократится на 30 процентов. К 2025 году без работы останется половина нынешних банковских служащих. И поспособствует этому именно искусственный интеллект. При этом 4 из 5 управляющих надеются, что удастся внедрить высокие технологии без массовых увольнений.
Но если рассматривать непосредственно сферу кредитования, то недостатки видятся следующие:
- Невозможность учета всех факторов. По мнению экспертов, внедрение искусственного интеллекта в ипотечное кредитование не вполне целесообразно. Каждый случай здесь уникален, и свести процесс оценки к единому алгоритму практически невозможно.
- Высокий риск сбоев. Даже сейчас отмечается, что данные из Бюро кредитных историй не всегда корректно подгружаются в автоматическом режиме. Постоянно нужно перепроверять лично адекватность и актуальность информации.
- Низкая достоверность. Разработчики предлагают доверить роботам изучение профилей социальных сетей для анализа заемщиков. Но эти сайты, будучи средоточием лжи, мошенничества и манипуляций, непременно исказят реальное положение дел.
Кредитные брокеры в Нижнем Новгороде считают, что процесс получения заемных средств упростится, но польза для отечественной экономики здесь сомнительна. Ведь доступ к деньгам банков получат не только благонадежные клиенты, способные отвечать по своим обязательствам в срок и в полном объеме. Мошенники всегда используют достижения информационных технологий в свою пользу. И если они сумеют подстраиваться под требования роботов, банковскую систему ждет стремительный рост безнадежных задолженностей.
Россия претендует на лидерство в сфере предотвращения киберугрозам. Однако это всего лишь стратегические планы, которые воплощены будут гораздо позже, чем банковская система переложит ответственность за отбор заемщиков на роботов. И это еще один фактор, подвергающий сомнению целесообразность нововведения.
Иллюстрация к статье: