Следователи московской полиции возбудили в отношении бывшего руководства компании «ВЭБ-лизинг» уголовное дело по части 2 статьи 165 Уголовного кодекса РФ («Причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное группой лиц в особо крупном размере»), сообщил РБК источник в Главном управлении МВД по Москве и подтвердил собеседник, знакомый с ходом расследования.
По версии следствия, «неустановленные лица из числа руководителей и сотрудников» АО «ВЭБ-лизинг», ООО «АСАП Транспортная компания», ООО «Сигма», ООО «Дельта» и ООО «Гамма», «имея умысел на причинение имущественного ущерба», в 2013 и 2014 годах заключили с «ВЭБ-лизингом» лизинговые договоры, платежи по которым в полном объеме не поступили.
Компания «ВЭБ-лизинг», «дочка» Внешэкономбанка, обязалась предоставить по договору транспортные средства коммерческим компаниям «Сигма», «Дельта» и «Гамма», рассказал источник в полиции. «Компании должны были осуществлять лизинговые платежи в установленные сроки, — рассказывает собеседник РБК. — Их руководство получило автомобили в рамках договоров с акционерным обществом, после чего перестало делать платежи».
В июне 2018 года «ВЭБ-лизинг» обратился в отдел по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции УВД по Центральному административному округу Москвы с просьбой проверить экс-директора компании Вячеслава Соловьева, его зама Алексея Сичинаву и трех других бывших сотрудников на причастность к махинациям с лизинговыми средствами в размере 298 млн рублей, сообщало РБК со ссылкой на источник в правоохранительных органах и на источник, знакомый с материалами дела.
Заявление о необходимости проверки было написано после смены руководства Внешэкономбанка. Пост председателя госкорпорации занял бывший первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, сменив Сергея Горькова.
В заявлении, которое поступило в МВД, говорилось, что в период с 11 июля 2013 года по 28 июля 2014 года между АО «ВЭБ-лизинг» и тремя ООО («Дельта», «Сигма» и «Гамма») были заключены трехсторонние договоры лизинга на 298 млн рублей в качестве оплаты за 120 автомобилей от компании ООО «АСАП ТК». Но после выплаты 55 млн рублей участники сделки перестали платить по договору, следует из документа.
Согласно заявлению, которое было подано в полицию, внутренний аудит показал, что соглашения были заключены с завышением более чем в два раза стоимости транспортных средств. К тому же «Дельта», «Сигма», «Гамма» и «АСАП ТК» оказались аффилированы и, «возможно, подконтрольны бывшим руководителям «ВЭБ-лизинга», в частности Старикову А. В., Соловьеву B. C., Понамареву А. Щ., Калмыкову А. В., Сичинаве А. Ш.», отмечалось в заявлении.
Руководивший с 2008 года «ВЭБ-лизингом» Вячеслав Соловьев уехал накануне своей отставки в 2016 году на лечение в Швейцарию. В декабре 2017 года Transparency International сообщала, что полный тезка экс-директора «ВЭБ-лизинга» получил мальтийское гражданство.
РБК направило запрос в МВД и «ВЭБ-лизинг» с просьбой прокомментировать ход расследования. Представитель компании «ВЭБ-лизинг» Юрий Леньшин, который написал заявление в полицию, не был доступен для комментариев. Изначально Леньшин в своем заявлении просил полицейских проверить действия бывших топ-менеджеров «ВЭБ-лизинга» на предмет мошенничества — по более тяжкой части 4 статьи 159 УК РФ (до десяти лет лишения свободы), но следственным управлением УВД по ЦАО было принято решение возбудить дело по статье 165 (до пяти лет лишения свободы), которая не относится к тяжким преступлениям.
В мае этого года МВД возбудило уголовное дело в отношении пяти сотрудников службы безопасности таксомоторной компании «АСАП ТК» по статье 238 УК (об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
В феврале 2016 года РБК со ссылкой на данные департамента транспорта Москвы сообщало, что транспортная компания «АСАП» владеет крупнейшим таксопарком в столице: он насчитывал 2 806 автомобилей. Часть машин работала под брендами Nexi и Grandee, другая была в аренде у частных водителей, подключенных к агрегаторам такси. В мае 2018 года в департаменте транспорта Москвы РБК заявили, что АСАП больше не является крупнейшим в Москве оператором такси, потому что большая часть ее разрешений на таксомоторные перевозки была аннулирована в 2017 году. По данным мэрии, в настоящее время структуры АСАП прекратили заниматься перевозками.
Иллюстрация к статье: