Центробанк обеспокоен активизацией финансовых мошенников, которые от имени сотрудников регулятора выманивают у физлиц денежные средства, а также данные банковских карт и паспорта, рассказал «Российской газете» начальник ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Ильшат Янгиров.
Целевая аудитория аферистов — граждане, ставшие жертвами финансовых пирамид, псевдопсихологов и экстрасенсов, продавцов приборов и биодобавок. Аферисты звонят доверчивым людям по телефону, представляются сотрудниками Банка России и обещают выплатить компенсацию за потерянные когда-то деньги.
Но чтобы получить ее, нужно заплатить комиссионный сбор или подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег.
Кроме того, мошенники требуют представить паспортные данные и банковские реквизиты.
Способы оплаты обычно предлагаются такие: переводы средств через платежные системы или системы переводов, перечисление средств на счета каких-либо организаций или лиц. Один из распространенных способов обмана — ложные СМС-сообщения. Например, гражданин получает СМС о блокировке банковской карты клиента и предложение перезвонить по указанному телефону, чтобы разблокировать ее.
Текст сообщения примерно такой: «Ваша банковская карта заблокирована. Информация по телефону: +7ХХХХХХХХХХ. ЦБ РФ». Варианты подписи: «Служба безопасности ЦБ», Centrobank или другая, где упоминается Банк России.
Позвонив, человек попадает к мошенникам, которые убеждают его в том, что в системе произошел серьезный сбой, предлагают подойти к ближайшему банкомату и произвести операции, которые ему укажут, или сообщить данные своей карты, чтобы ее можно было разблокировать.
Еще одна схема — направление уведомлений о выплатах и компенсациях в письменном виде с использованием поддельных документов с отдельными реквизитами Банка России. По почте на бланке с некоторыми реквизитами Банка России и, возможно, с отметкой о регистрации якобы в Министерстве юстиции РФ гражданину поступает уведомление о том, что судом принято решение о выплате компенсации за приобретение каких-либо товаров в мошеннических организациях.
В фальшивом уведомлении обычно указывают контактное лицо и номер телефона. Для большей убедительности мошенники предупреждают свою жертву о том, что в случае игнорирования письма компенсация будет национализирована (утилизирована, расформирована). Если гражданин заинтересовался, ему предлагают оплатить услуги по перечислению выплаты. Если человек выполняет эти указания, мошенники получают доступ к его банковскому счету, и с его карты списываются денежные средства.
Никакого отношения к таким СМС-оповещениям и уведомлениям Банк России не имеет, отмечает издание. ЦБ не работает напрямую с физическими лицами, не блокирует их карты и не выплачивает гражданам никаких компенсаций.
Иллюстрация к статье: