Часто предприниматели считают, что готовый бизнес продается только ради того, чтобы выйти из затруднительного финансового положения. Постулат: бизнес должен быть прибыльным или он ни кому не нужен, не ставится под сомнение. Зарабатываем прибыль — расширяем бизнес, получаем дополнительную прибыль и опять вкладываем ее в развитие. Хороший путь, только очень долгий.
Не всем удается и развиваться. Оборотных средств едва хватает для того, чтобы нормально функционировать в рамках существующих бизнес-процессов. Возникает вопрос, как развивается средний и крупный бизнес? За счет прибыли? И какова цель развития бизнеса, если не прибыль?
Конечно, это не тайна, но средний и крупный бизнес интересует темп развития, увеличение капитализации и финансовых потоков. Прибыль тоже интересует акционеров — собственников, но в меньшей степени, чем темпы развития и обороты. Цель собственников среднего и крупного бизнеса — продать бизнес дороже, чем они его купили сами и вложили денег в его развитие. Не будем привязываться к конкретным брендам, сетям и названиям. Поговорим о принципе развития и отличительных особенностях построения бизнеса на продажу.
Очень общий, отражающий схему развития бизнеса на продажу, пример. Предприниматель арендует помещение под магазин розничной торговли продуктами питания. Нанимает персонал, начинает вести оптовые закупки продуктов питания. Рынок оптовой торговли переполнен предложением. Оптовику выгоднее отдать товар на реализацию или с отсрочкой платежа, чем держать его на своем складе. Наш магазин розничной торговли наполняется товаром частично закупленным, а в большинстве полученным от оптовиков на различных условиях по оплате.
Магазин получает выручку (оборот) за счет которой осуществляет текущие расходы и оплату за поставленный товар поставщикам. Предположим, что в результате деятельности вся торговая наценка уходит на текущие расходы. Прибыли ноль, но оборот есть. Кому нужен такой бизнес? Никому. Что делает наш предприниматель? Выводит оборотные средства из магазина (обычно без всякого ущерба для существующего бизнеса до 35%) и арендует площадь под еще один магазин. Опять: персонал, товар, отсрочка…. и увеличение оборота. Из нового магазина 35% оборотных средств уходит на открытие следующего магазина и т. д. Прибыли как не было, так и нет, вся торговая наценка «съедается» текущими расходами на логистику, оплату труда персоналу, аренду помещений и т. д.
В итоге: предприниматель получил готовый работающий бизнес с очень приличным оборотом, с построенными бизнес процессами, персоналом, управляющими, с действующими контрактами с контрагентами, с перспективами дальнейшего расширения и получения большого кредита под залог оборотных активов, с высокой оценкой стоимости бизнеса. Продастся такой бизнес? Конечно, такой готовый бизнес найдет своего покупателя. Руководители торговых точек для проверки своего обслуживающего персонала пользуются услугой тайный покупатель в Москве.
Федеральные сети развиваются по такому же пути и с удовольствием покупают мелкие сети розничной торговли. Им так же важны темпы развития и увеличение капитализации. Продав свой бизнес, предприниматель получит значительную прибыль. Прибыль не от текущей деятельности фирмы, а от продажи бизнеса, который он строил с учетом того, чтобы выгодно продать.
Очень часто к встречаются собственники желающие продать свой бизнес, который, по сути, бизнесом не является. Печать, регистрация в налоговой, набор оборудования, помещение в собственности или аренде — это не готовый бизнес. Цена такому готовому бизнесу — это ликвидационная стоимость или стоимость оборудования с учетом амортизации. Готовый бизнес — это механизм, настроенный на получение оборотов и доходов. Вообще говоря, бизнес с приличным оборотом по отношению к вложенным средствам продается не хуже, чем бизнес, имеющий стабильную прибыль. А во многих случаях продается даже лучше.
Задайте себе вопрос: сколько стоит мой бизнес сейчас? Смогу ли я его продать за эту стоимость? Правильно ли настроены бизнес процессы в моем бизнесе? Даже если вы сейчас не собираетесь продавать свой бизнес, создавайте его так, чтобы он был привлекателен инвесторам. Вечного бизнеса, как и вечного двигателя, не существует. Только от вас зависит: продадите ли вы когда-нибудь свой бизнес или ликвидируете его за всеобщей ненадобностью.
Автор: Семен Васильев
Иллюстрация к статье: